«Крылья», «Анжи» и много-много слез….
Пока в Бразилии гремели решающие игры чемпионата мира, в Махачкале «Анжи» начинал свой новый сезон в первом российском дивизионе, в аудитории факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA будущие спортивные управленцы встретились с известным футбольным менеджером, президентом компании ProSportManagement Германом Ткаченко.
Герман Ткаченко далеко не первый раз выступает в формате общения со студентами, но в этот раз ребятам повезло, эта встреча состоялась после большего перерыва, связанного с участием Германа в больших и ярких футбольных проектах. Слушателям представилась уникальная возможность узнать в деталях и красках о тех ярких проектах, в которых Ткаченко и его команда участвовали в последнее время. Теплая атмосфера, откровенный диалог, но острые вопросы - такие встречи всегда полезны не только аудитории, но и самому спикеру.
- Важно понимать, что мы продаем не столько футболки и футболистов, мы продаем аудиторию, - рассказывает один из идеологов новой истории «Анжи» Герман Ткаченко. - Аудитория – это не только наш потребитель, а в первую очередь – наш продукт”.
Возвращаясь к теме махачкалинского клуба, Герман Ткаченко заметил: «Анжи» был ярким проектом, который давал региону новые, ни с чем несравнимые эмоции. Причем, не только региону, а всему российскому футболу. Ведь наш футбол зачастую похож на серость, на исключительно спортивное соревнование, которое проходит в тяжелых инфраструктурных, погодных условиях. А ведь правильные, управляемые эмоции и переживания – это один из важнейших драйверов в спорте. Самое страшное в нашем бизнесе – быть унылым. В «Анжи» мы делали очень много для того, чтобы домашние матчи действительно становились для команды преимуществом, - продолжает Ткаченко. – Важно было создать на стадионе такую атмосферу, чтобы у болельщиков возникало желание прийти на стадион заранее и стать частью происходящего. Предматчевые шоу, живое исполнение российского гимна на трубе, флаги, превращающие трибуны в море, красочный выход и презентации команд, а в перерывах - трогательные церемонии с фондом «Подари жизнь». При этом мы понимали, что важно не только наличие атрибутов качественного европейского футбола, но и то, как все это увидит сторонняя публика.
Именно поэтому мы стали делать трансляции в формате HD. То есть поначалу мы сами платили за оборудование. Это стоило недешево, но мы осознанно шли на траты, потому что понимали, что восприятие нашего проекта идет в том числе и через телевизор. Потом это повлияло и на отраслевой подход, теперь в формате HD можно увидеть все матчи чемпионата России. Это надо помнить, не надо бояться творить, новаторствовать, даже если поначалу вас будут считать немного сумасшедшим. Это нормально. Мы должны бороться с серостью.
Схожие ценности стали основой для самарских «Крыльев Советов» в начале нулевых, когда Ткаченко был президентом клуба.
- По итогам первых пяти-шести лет нашей работы клуб достиг серьезных спортивных результатов: несколько лет в пятерке, финал Кубка России и третье место в чемпионате, - вспоминает Ткаченко. - Но самым главным результатом стало то, что в 2003-2005 году на домашние матчи стало приходить в среднем по 26 тысяч человек. Команда стремилась показывать зрелищный футбол, так что к селекции мы подходили как к кастингу, старались подыскивать ярких исполнителей, а также воспитывать в игроках открытость - чтобы они были интересны зрителям, СМИ. Словом, смогли создать заметный клуб, укрепивший свои позиции на рынке и привлекающий на трибуны людей. Нам немного не хватило времени, чтобы сделать клуб экономически успешным. Рост рекламного и телевизионного рынка тогда был в стартовой фазе, но еще год-два – и около 70 процентов бюджета мы могли бы формировать за счет этой деятельности. Таков был наш план, и мы знали, как этого добиться, превращая «Крылья» из хорошего, узнаваемого, но локального бренда в нечто большее.
- Мы реализовали программу второй любимой команды. Этот термин не нами придуман, но мы его приняли. Локальная аудитория нас любила, была к нам лояльна, но нам важно был расширять географию, делать клуб узнаваемым и в других регионах России. Это важно в том числе и для того, о чем говорилось выше - монетизации внимания! Чтобы быть заметными, нужно было стать интересными не только в своем регионе. Мы должны были стать командой, которую бы поддерживали, например, болельщики «Спартака» - клуба с самой большой на тот момент аудиторией, в матчах, в которых не играл сам «Спартак». Конечно, этому способствовало приглашение Андрея Тихонова, что повысило не только спортивный уровень команды, но и резко взвинтило ее репутационный профиль.
Похожий подход – естественно, с поправкой на время и масштаб – позже был использован при приглашении Роберто Карлоса в «Анжи».
- Горжусь, что более 15 лет назад мы старались дать людям дополнительные эмоции. То, чего они раньше не получали от футбола. Мы приглашали всех приходить на стадион за час до начала матча, в это время там выступал диджей. Мы подсмотрели в Германии и первыми в России научились всем стадионом объявлять состав команды. В перерыве матчей мы стали включать трансляцию из раздевалки, людям же интересно закулисье. Лига чемпионов тоже к этому со временем пришла – теперь трансляции начинаются с показа того, как команды приезжают на стадион и идут в раздевалку.
Похожие подходы мы реализовывали и в работе с болельщиками Анжи. - Хотя нам всем в российском футболе далеко до атмосферы на этой игре Ювентуса или крутого чувака из Наполи, – заметил Ткаченко.
Кокорин и Виллиан должны были показать, каким видится будущее «Анжи» его создателям – не только и не столько на поле, сколько ментально. Эти два трансфера - выражение стремлений «Анжи», демонстрация широты керимовских взглядов: собирать не только именитых миссионеров вроде Роберто Карлоса и Самюэля Это’О, а смешивать искрящихся мировых звезд с лучшим, что смог воспитать российский футбол.
- Вы говорите, что «Анжи» напоминал «Динамо» времен Федорычева? - говорит Ткаченко. - Возможно, для поверхностного взгляда со стороны это и справедливое сравнение, но с точки зрения менеджмента мы были сильнее и профессиональнее. Понимали, как строить команду, дотошно анализировали будущие трансферы. У нас была разработана очень важная стратегия - стратегия баланса: сколько игроков, какого возраста, каких национальностей, каких игровых характеристик, на какой позиции должно быть.
Кроме того, в отличие от «Динамо», у нас на очень высоком уровне было управление человеческим ресурсом. Не нужно бояться того, что у вас внутри коллектива появятся группы игроков, это неизбежно: кто-то делится на основе языка, кто-то – на основе возраста и так далее. Задача менеджеров сделать так, чтобы эти группы уважительно относились друг к другу. У нас была программа адаптации новичков – на протяжении минимум девяноста дней мы в ежедневном режиме, подчеркиваю, в ежедневном вели каждого новичка: контролировали его семью, его ощущения, его потребности.
Мы уделяли внимание абсолютно всему. Если игрок приезжал из Латинской Америки, первые дни мы не давали ему спать днем, потому что ночью он был бы в интернете. Скайп, телефон, и на тренировку игрок выходит не в тонусе. Ситуации, как с Яя Туре, которого клуб не поздравил с днем рождения, у нас возникнуть просто не могло. Более того, мы всегда поздравляли еще и мам футболистов.
Еще один принцип, которому надо обязательно следовать в футболе, - поделился со студентами Ткаченко – это принцип счастливой скамейки запасных. Согласно этому подходу, футболисты, которые по тем или иным причинам сегодня не проходят в состав, должны быть позитивны, желать удачи и переживать за тех, кто на поле, и быть готовыми выходить, показывать свой уровень и побеждать. Конечно, это идеальная, даже идеалистическая картина, ведь одна из основных проблем в спорте - это эго спортсмена, то, что заставляет его двигаться вперед и становиться лучше, но в тоже время не позволяет объективно оценивать себя. Именно решение этой проблемы, когда не убивая индивидуальность, ты сможешь сделать так, чтобы командные интересы всегда были выше личных и является условием существования и побед успешной команды.
Кстати, об атмосфере внутри любой команды лучше всего говорит поведение ее скамейки запасных во время матчей и особенно во время празднования голов. Смена курса развития «Анжи» произошла столь же стремительно. Практически все топовые игроки были трудоустроены в другие российские и зарубежные клубы. На этом менеджмент «Анжи» выручил около 200 млн евро, которые Керимов пообещал оставить внутри клуба.
- Важно понимать, что мы постоянно были в ситуации, когда нужно опережать время, потому что акционер хотел побеждать, - делится ощущениями Ткаченко. - В этом году мы бы точно выиграли чемпионат с большим отрывом, потому что у нас была создана очень сильная и сбалансированная команда. Но «Анжи» - это one man decision, и сегодня это другой проект. На это повлиял целый ряд факторов, в том числе, и наши собственные ошибки, анализ которых я уже приводил в своих интервью, но это тема для отдельной лекции. Важной причиной была и занятость акционера другими проблемами в тот момент и уверения Гаджи Гаджиева, что и с этим составом он займет минимум 8-ое место.
Серия плохих матчей была не самым благоприятным фоном. Реакция на переживания была очень острой, и врачи в том числе об этом говорили. Все могло сложиться по-другому, но в итоге было принято решение переформатировать проект. При этом не стоит забывать, что у «Анжи» остался стадион, который был построен за полтора года, и академия, которая по-прежнему функционирует в Дагестане. История «Анжи» как клуба, ассоциирующегося с неуемными амбициями своего акционера, подошла к концу.
- Сейчас я говорю Сергею Галицкому: «Вам повезло», - улыбается Ткаченко. – «Анжи», чуть богаче, чуть агрессивнее, чем его «Краснодар» и как это помягче сказать, чуть…. южнее. Представляете, как все сложилось бы, если бы нас не было? Антигероем в России стал бы другой богатый, агрессивный человек, и все негативное, что говорили про «Анжи», адресовали бы «Краснодару», который сегодня все обожают.
В заключение Ткаченко в узком кругу поговорил с некоторыми слушателями в режиме свободного общения:
- Как бы я прокомментировал последний успех "Локо"? Это не только Кучук, хотя его роль очень важна, но главным я считаю ту работу, и, не менее важно, ту атмосферу, которая существует сегодня вообще в клубе и передается команде. А ключевым же фактором является качественная селекция, как итог работы нескольких лет, и мотивационная усталость футболистов от неудач прежних сезонов, кстати, здесь хочу особо отметить работу их спортивного директора Кирилла Котова, который является одним из немногих, кто хорошо знает не только рынок, но и отрасль.
- Победа ЦСКА чудом не является, чудом стало то, что обычно в борьбе за высокие места работают не плюсы, а срабывают минусы, и в этом сезоне их главный минус – короткая скамейка - не помешал их успеху. А в остальном у ЦСКА есть все, чтобы быть чемпионом – безусловно, с большим отрывом, сегодня лучший российский специалист - Слуцкий, специальные, делающие разницу игроки – Думбия, Тошич, Фернандес, по-прежнему Акинфеев, и на нашем уровне очень состоятельные Березуцкий и Игнашевич, и конечно же опыт, который является подтверждением наличия у команды ментальности победителей.
- Чем объяснить такую страшную пощечину Бразилии в полуфинале? Логикой это объяснить сложно, хотя немцы сильнее тактически, более готовы функционально, в целом более эффективная команда, но не для такой разницы в счете, конечно. Вообще, этот чемпионат впечатлил своими эмоциями, красками, но в случае с Бразилией было уже слишком много эмоций и слез – выигрывают – плачут, забивают – плачут, поют гимн – плачут, перед серией пенальти вратарь плачет, в матче с Германией, уже играть надо, а они майку Неймара подняли и опять плачут. Наверно, это уже был перехлест, и эмоционально команда оказалась выхолощена.