Новости
Выбор факультета
25 августа 2014

Смогут ли компьютеры заменить искусствоведов?

На прошлой неделе стало известно о попытке научить компьютер разбираться в живописи: сравнивать картины и устанавливать сходство между ними. Афиша-Воздух изучил вопрос и расспросил специалиста о том, смогут ли машины заменить ученых. Предлагаем вашему вниманию этот материал.

Пару лет назад заинтересованные лица жаловались, что в истории искусств пора различать две эры — до Google и после. В смысле — все было хорошо, но потом появился Art Project, гугловское собрание цифровых копий картин в сверхразрешении. И картины якобы тут же лишились смысла, который вкладывали в них критики и сами авторы. Зум превратил картины в зоопарк, а их изучение — в ловлю блох размером с экран компьютера. Как заметил один чикагский профессор, под гугловской лупой девушка в «Воскресном дне» Жоржа Сера мутирует в восьмиглазого паука, а персонаж дальнего плана в брейгелевской «Жатве» — в какающую золотыми плитками обезьяну. Каждый теперь часами может разглядывать то, что разглядывать никто никого не просил; каждый теперь, независимо от квалификации, сам себе эксперт, одержимый стремлением к детализации, уточнению и, соответственно, комментированию (и это относится не только к картинам).


Картины Винсента Ван Гога и Хуана Миро

Интересно, как тогда реагировать на новость прошлой недели. В крупнейшем хранилище научных статей Аrxiv.org опубликованы результаты опытов студентов из университета Ратгерс по созданию искусствоведческого алгоритма (смотрите также написанный по-человечески и без формул отзыв об этих опытах на Medium.com). Исследователи написали программу, способную, по их словам, обнаружить влияния и заимствования в творчестве художников — и таким образом взять на себя одну из функций художественной критики. То есть люди попытались посчитать то, что считать мало кому приходило в голову, хотя бы потому, что не совсем понятно, о чем вообще идет речь. Что именно считать признаком влияния одного художника на другого: его работу с пространством, формой и цветом, технику рисования или отсылки к историческому контексту? Обычно это всего лишь предположения, если только сам художник не подтвердил заимствования, как Фрэнсис Бэкон, регулярно писавший своих кричащих пап по мотивам одной картины Веласкеса.

Выходит, что работа исследователей из Ратгерса — одна из первых в изобразительном искусстве попыток использовать большие данные и машинное обучение для классификации. Если коротко, они взяли 1710 работ 66 художников, живших с XV по XX век, из коллекции сайта Аrtchive.com. Описали каждую картину посредством нескольких тысяч ключевых слов и фраз, начиная со смысловых единиц, указывающих на изображенные предметы или символы (например, крест, крылья или названия животных в библейских сюжетах художников Ренессанса), заканчивая формальными признаками вроде цвета и текстуры. Плюс учли хронологию, когда жили и работали художники. Затем машина сравнила эти текстовые описания картин. Родственными считались те из них, где чаще всего повторялись одинаковые смысловые единицы (и в меньшей степени — формальные признаки), хотя на первый взгляд у многих таких картин могло быть мало общего.  

Исследователи считают свой эксперимент успешным, хотя и с вежливыми оговорками о том, что это только начало, никто не пытается заменить специалистов по истории живописи машинами. Собственно, в публикации есть три конкретных примера, как программа обнаружила влияние одного художника на другого. Как признают сами исследователи, про первые два было известно и раньше без всякой программы: это влияние вангоговского «Старого виноградника и крестьянки» на «Ферму» Хуана Миро и сходство еще двух картин, написанных одновременно в 1912 году Жоржем Браком и Пикассо.


Картины Фредерика Базиля и Нормана Роквелла

Но третий пример (см. картинку выше) историки вроде бы до сих пор не замечали. Речь идет о «Студии художника» Фредерика Базиля и «Парикмахерской Шаффлтона» Нормана Роквелла. Честно говоря, трудно понять, в чем тут выражается влияние одно художника на другого. Картины, мягко говоря, не совсем похожи, но машина сообщает, что у них сходная композиция и объекты: группа из троих мужчин, буржуйка и кресло. Поскольку все это может показаться не очень убедительным, мы попросили специалиста прокомментировать это удивительное исследование, его результаты и возможные последствия.

Читать далее…

Все новости >