Новости
17 сентября 2014

«Это позволит нам обслуживать еще одну категорию людей»

Чтобы создать комфортную среду для слепых, кафе и рестораны Москвы будут оборудованы специальными тактильными указателями, которые помогут инвалидам по зрению самостоятельно дойти от метро, а также найти гардероб, туалет и кассу. Как рассказал «Известиям» представитель Всероссийского общества слепых (ВОС) Сергей Ваньшин, сотрудники общепита пройдут однодневный тренинг, где их научат, как нужно вести себя с незрячими посетителями. Первые заведения удобные для слабовидящих появятся в столице в рамках пилотного проекта к 13 ноября — Международному дню слепых. В дальнейшем аналогичные места могут появиться во всех административных округах Москвы.

«Перед инвалидами по зрению при посещении кафе возникает несколько проблем: как добраться до нужного места, понять, где разместиться, определиться с заказом и последнее — рассчитаться, чтобы при этом тебя не обманули», — рассказал Сергей Ваньшин, генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов — Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени Общества слепых «Реакомп» при ВОС. По словам Ваньшина, для создания комфортной среды для слепых в первую очередь нужно научить сотрудников общепита, как правильно себя вести. «В рамках пилотного проекта мы проведем однодневный инструктаж с сотрудниками, где расскажем основные правила поведения, — сказал он. — Например, мало кто знает, как надо правильно сопровождать слепого. Нужно подать ему локоть и провести под руку до столика, а не толкать впереди себя. Кроме того, категорически запрещается класть сдачу на стол, надо вложить в руку, предварительно разложив купюры по достоинству».

Чтобы слепые могли самостоятельно добраться до кафе, планируется оборудовать путь от метро до места общепита наземными тактильными указателями, которые помогают незрячим ориентироваться в открытом пространстве. «Внутри кафе, особенно если его площадь очень большая, нужно будет проложить специальную дорожку, по которой слепой дойдет до гардероба, туалета или кассы. Первая и последняя ступени лестницы должны быть окрашены в желтый цвет, а также на прозрачные двери нужно наклеить желтые круги, чтобы могли ориентироваться слабовидящие», — пояснил Ваньшин. Предполагается, что меню в оборудованных кафе будет распечатано по системе Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми). Также возможно использование «голосового» меню, чтобы инвалид мог нажать кнопку и прослушать ассортимент.

По словам экспертов подобные практики приспособления общественных мест для инвалидов по зрению есть и в Европе. «Например, в Берлине существуют кинотеатры, оборудованные необходимыми средствами для комфортного времяпрепровождения инвалидов — это и пандусы для колясочников, и рифленые дорожки, а также аудиодескрипция — для слепых. Последняя подразумевает наушник для посетителя, c помощью которого диктор описывает инвалиду по зрению картинку на экране, — говорит Ваньшин. — Также существуют гостиницы, где могли бы остановиться инвалиды. Насколько я знаю, персонал таких заведений проходил инструктаж по общению с людьми с ограниченными возможностями. Что касается общественного питания, то мы, скорее всего, будем первыми. Сегодня в Москве почти нет мест, где может комфортно пообедать слепой человек, и эту проблему нужно решать».

Первой сетью удобной для слабовидящих станет кафе «Гранатовый сад» (четыре заведения). В случае успеха пилотного проекта аналогичные кафе могут появиться во всех административных округах Москвы. «Мы сможем учесть все нюансы, высчитать необходимые затраты, после чего мы уже обратимся за поддержкой в департамент социальной защиты Москвы, чтобы создать такие места в каждом округе или в зонах компактного проживания слепых», — сказал Ваньшин. Уже сейчас выразили готовность поддержать проект руководители таких ресторанов Москвы, как «Кофеин», «IL Патио», «Планета Суши», «Менделеев Бар», Rolling Stone, Noodles Bar, Novikov Restaurant & Bar.

Управляющий сети предприятий ОАО «Корса», куда входит кафе «Гранатовый сад», Сергей Вартанов объяснил, что, помимо общечеловеческих мотивов, им движут и коммерческие интересы. «Как любое коммерческое предприятие, мы видим в этом проекте и возможную прибыль, — сказал он. — Это позволит нам обслуживать еще одну категорию людей, которые хотели бы посещать рестораны, но из-за неквалифицированных работников сферы общепита и отсутствия должного оборудования, не могут этого делать».

Валерия Силина, вице-президент по маркетингу компании «Росинтер Ресторантс Холдинг» («Планета Суши», «IL Патио», TGI Fridays, Costa Coffee и др.) отметила, что любая инициатива по поддержке людей с ограниченными возможностями, которая помогает их социальной поддержке и адаптации, приветствуется. Конечно, от ВОС потребуется конкретная программа по обучению персонала, которую легко внедрить. «Общество слепых должно подготовить программу, возможно, обучить волонтеров, которые, в свою очередь, будут передавать навыки работы со слепыми уже сотрудникам ресторанов, — сказала Силина. — Если же они, например, просто выдадут методички, то это не будет эффективно. Ведь нужно на практике показать, как правильно работать с такими людьми».

По словам президента сети кофеен «Кофеин» Евгения Когана, если в рамках пилотного проекта станет понятно, что это действительно востребовано, то он также может присоединиться к акции. Ресторатор Александр Соркин, совладелец проектов Rolling Stone, Noodles Bar, «Менделеев Бар», Novikov Restaurant & Bar, рассказал, что любой ресторан может себе позволить оборудовать помещение для слепых. «Технически это сделать несложно, но, на мой взгляд, проблема заключается не в том, что рестораны плохо оборудованы, а в отношении российского общества к инвалидам. По сравнению с Западом у нас всё выглядит очень ущербно, даже пандусы для колясочников — это в основном единичные инициативы руководителей ресторанов, тогда ка в Европе инвалиды могут чуть ли не на лодку заехать на коляске», — сказал Соркин.

По словам председателя ВОС Александра Мошковского, при обучении персонала общению с незрячими необходимо уделить особое внимание встрече клиента у входа. «Маломобильных посетителей надо аккуратно довести до столика, показать, где находится уборная, и рассказать, что и где лежит на столе. Также важно, чтобы при сервировке стола не использовалась хрупкая посуда, например фужеры на тонкой ножке, которые могут случайно задеть слабовидящие, — сказал Мошковский. — Отдельно надо продумать систему оперативной связи с официантом, которой можно будет воспользоваться при первой необходимости».

Между тем, исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица считает, что оборудование кафе под нужды маломобильных граждан абсолютно не гарантирует дополнительного притока клиентов. «Оснащение помещения тактильной плиткой, указателями-наклейками для слабовидящих и проведение тренинга для персонала не требует крупных вложений от владельцев ресторанов. Оно обойдется предприятию примерно 200–300 тыс. рублей, — пояснила Перепелица. — Однако обещаемая доступность заведений абсолютно не гарантирует, что слепые станут часто их посещать. Низкий уровень дохода людей с ограниченными возможностями не дает возможности рассчитывать на них как на целевую аудиторию».

Все новости >