«Рай» на «Винзаводе»
На «Винзаводе» открылся «Рай» — тотальная инсталляция Ирины Наховой, которая представит Россию на Венецианской биеннале в 2015 году, сообщает Газета.ru.
Затхлый воздух и куцый свет Большого винохранилища. Топтание у берега моря, вечность, проведенная на автобусной станции в Бутове, ведущие в никуда тоннели метро, черви, копошащиеся в земле под музыку Гайдна, — Ирина Нахова мыслит масштабными проектами. С помощью видеопроекций она громоздит пространства-обманки, симуляторы, населенные плоскими, повернутыми спиной к зрителю столбами с принтами. Внутри инсталляции «Рай» ощущаешь себя вуайеристом, ненароком провалившимся в катакомбы, где кучка сектантов томится в ожидании светлого будущего.
Год назад Нахова, уже давно перебравшаяся в США, стала лауреатом премии Кандинского. В 2015-м она поедет представлять Россию на Венецианской биеннале.
Ее называют изобретателем «тотальных инсталляций», опередившим Илью Кабакова с его коммунальными пространствами, заглатывающими зрителя целиком, на несколько лет.
Нахову причисляют к московским концептуалистам. Правда, считается, что художница время от времени если не саботировала, то аккуратно расковыривала их принципы: вместо характерной сухой рефлексии подсовывала эмоции, от интенсивности которых хотелось вжаться в стену, вместо ледяного анализа — предельно личные истории. Из-за этого текст, заложенный в ее произведения, часто пробуксовывал. Хотя на деле они представляли собой ту же самую тонкую работу с проблемами языка и визуальностью (как, скажем, у группы «Коллективные действия»), но нарочно закамуфлированную внешними эффектами — как в проекте «Без названия», основанном на семейном фотоархиве, за который Нахова и получила премию Кандинского. Каждый ее проект (будто то виртуальная велосипедная прогулка до дома художницы в Нью-Джерси или инсталляция «Родная речь») был сложным организмом, внутри которого что-то урчало, звякало, шевелилось.
«Рай» должен продолжить начатую еще в 1980-е историю с «Комнатами» — теми самыми первыми тотальными инсталляциями, которые Нахова громоздила в своей «двушке» на Малой Грузинской. Там она одновременно была творцом и жильцом своих произведений, автором, полностью слившимся с персонажем.