Новости
Выбор факультета
14 октября 2014

Искусство в банковских руках

Знаменитое художественное собрание финансовой группы UniCredit насчитывает несколько столетий. Это одна из крупнейших в мире корпоративных коллекций искусства, насчитывающая около 60 тыс. произведений. UniCredit регулярно проводит выставки во многих странах, а 14 октября 2014 года в Мультимедиа Арт Музее, Москва, открывается выставка фотографии «Факты и вымыслы». Главный куратор коллекции UniCredit Вальтер Гваданьини в эксклюзивном интервью «Артгиду» рассказал об истории собрания, ценовой политике и программе поддержки искусства. Беседовал Олег Краснов. Предлагаем вашему вниманию этот текст.

Олег Краснов: Расскажите историю создания глобальной коллекцииUniCredit.

Вальтер Гваданьини: Так получилось, что каждый банк в составе группы UniCredit собирал свою собственную коллекцию, и у каждой своя история. Когда банки объединились, они сохранили собственные коллекции, но собрание стало общим. А история главного банка началась еще в XVI веке, поэтому в собрании UniCredit есть и приличное количество старых мастеров. До объединения банки не были связаны друг с другом, тем более в том, что касалось коллекционирования искусства. Глобальная идея объединить коллекции внутри корпорации и создать собрание современного итальянского искусства возникла около десяти лет назад и принадлежала Пьерлуиджи Челли, одному из топ-менеджеров группы. Он же был инициатором создания специальной комиссии по отбору произведений итальянских авторов современного искусства. Челли работал в области коммуникаций, поэтому идея коллекционировать итальянских художников стала частью маркетинговой стратегии банка. Причем она была рассчитана как на внешние, так и на внутренние связи. Челли желал показать, что банк «смотрит в будущее». Эта идея радикально отличалась от концепций других итальянских банков, сконцентрированных лишь на работах старых мастеров. UniCredit был первым банком в Италии, поддержавшим современное искусство в то время, когда оно было гораздо менее популярно чем, например, произведения Ренессанса. Целью было не просто купить какие-то работы, но и поддерживать культуру страны в целом.

Был создан специальный комитет, в который вошли четыре итальянских эксперта по современному искусству, в том числе и я. Позже совет стал интернациональным — в его состав были включены два международных эксперта. Мы определяем закупочную политику и структуру выставок, которые проводим по всему миру. Однако мы не только экспонируем произведения на выставках, но и размещаем их в своих офисах, поэтому основу собрания составляют живописные работы, фотографии и небольшие скульптуры. Однако время от времени мы покупали крупные инсталляции и продюсировали их изготовление для разных музеев современного искусства, таких как MAXXI и MACRO в Риме или MAMbo в Болонье.

О.К.: Работа с музеями также входит в программу UniCredit?

В.Г.: Да, конечно, мы активно сотрудничаем с музеями тех стран, где присутствуем, прежде всего это касается Италии, Германии и Австрии. Помимо выставок мы также предоставляем музеям произведения из нашей коллекции на условиях долгосрочной аренды. Так, в Вероне в постоянной экспозиции палаццо делла Раджоне экспонируются работы знаменитого сюрреалиста Джорджо де Кирико и одного из лидеров магического реализма Антонио Донги. В Реджо-Эмилии в палаццо Маньяни недавно прошла ретроспективная выставка фотографии, где были собраны первые имена фотографического искусства XIX–XX веков — от Надара, Роджера Фентона, Александра Родченко и Ман Рея до Андре Кертеша, Дианы Арбус и Джона Балдессари. 

О.К.: Попадание работ молодого художника в вашу коллекцию увеличивает в целом стоимость его работ на рынке?

В.Г.: Цены на произведения ряда художников, чьи работы мы приобрели, на внутреннем итальянском рынке стабилизировались. Но нас интересует другое. Например, художник хочет снять видео, но у него нет денег. Мы спонсируем производство некоторых работ, но не приобретаем их, и на дальнейшую судьбу этих работ не имеем никакого влияния. Конечно, когда твои работы покупает корпорация, это помогает в будущем. Когда мы в 1990-х годах покупали Андреаса Гурски, его работы стоили совсем недорого. Это только в последние десятилетие они начали оцениваться очень высоко и продаются на аукционах за миллионы долларов. В любом случае, для любителей искусства покупка банком произведения какого-либо художника уже является своего рода «знаком качества», признаком того, что автор заслуживает внимания. Думаю, так происходит со всеми крупными корпоративными коллекциями.

Читать далее…

Все новости >