Новости
Выбор факультета
22 октября 2014

«Российским стартапам должно быть комфортно дома»

В июле 2013 года Агентством стратегических инициатив (АСИ) был создан Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), получивший 6 миллиардов рублей для вложения в российские интернет-стартапы. Ровно год назад, в октябре 2013-го, фондом были отобраны для развития первые 40 стартапов в собственный акселератор. «Лента.ру» побеседовала с директором ФРИИ Кириллом Варламовым об особенностях работы близкой к госструктурам инвестиционной организации.

Прежде всего давайте определимся, ваш фонд государственный или частный? Имеет ли он какие-то еще цели помимо извлечения прибыли?

ФРИИ — это негосударственный фонд, учрежденный АСИ на средства российских корпораций. В свою очередь, АСИ — это автономная некоммерческая организация, но создана российским правительством.

Важно, что фонд использует внебюджетные средства. Если говорить о глобальной стратегии, то она включает выход на прибыльность. Среди задач фонда — развитие российской инфраструктуры для венчурного рынка в сфере интернет-бизнеса. На эту инфраструктуру планируется потратить потенциальную прибыль фонда.

Если фонд негосударственный, то в него могут войти частные инвесторы. Заинтересованы ли вы в них? И что они получат, если всю прибыль планируется потратить на инфраструктуру?

Предложения коммерческих структур мы готовы рассмотреть, а что касается разделения прибыли, то это вопрос переговоров.

Когда фонд рассчитывает стать прибыльным?

На прибыльность мы планируем выйти примерно за семь лет — это нормально для фонда, инвестирующего на ранних стадиях развития стартапов. За ближайшие три года мы намерены проинвестировать 400 стартапов. Пока все идет по плану: за год вложились в 120 проектов. Кроме акселератора, в котором авторы проектов получают помимо финансирования еще и бизнес-образование, мы организовали также преакселератор и заочные акселераторы, где консультируем молодых бизнесменов.

Всего нам прислали заявки более 2000 молодых компаний, около 200 из них попали в наши акселерационные программы. Полный объем курсов проходят 20 процентов поступивших бизнесменов, что лучше, чем, например, у Coursera, образовательные курсы которой оканчивают единицы процентов слушателей. На предпосевной стадии — перед вложением в проект — у нас упрощенная структура принятия решений по выделению инвестиций на участие в акселераторе. Мы делаем это быстрее, чем в среднем по рынку, иначе многие проекты умирали бы и мы не смогли бы за год провести четыре акселератора.

Сколько из проинвестированных стартапов умрут, похоронив с собой и ваши инвестиции?

Это неправильный вопрос, надо говорить о том, сколько выживут. И для начала нужно понять, сколько из выбранных проектов получили какие-то инвестиции. У ведущих американских акселераторов этот показатель достигает 50 процентов: половина из прошедших акселерационные программы старапов получают инвестиции. При этом американцы считают долю выживших от количества проектов, выпущенных из акселератора, а не набранных в него первоначально (часть команд не доходят до конца акселератора).

Объективная оценка доли получивших инвестиции проектов у нас есть только по первому акселератору — этот показатель близок к 40 процентам. Но то был наш первый выпуск, и мы на демодень, где стартапы могут познакомиться с инвесторами, привели все проекты, не отбирая специально самые жизнеспособные. Среди них есть сильные, выросшие на сотни процентов по ключевым показателям. Некоторые смогут выжить и без вложений, просто инвестиции со стороны фондов — это признак развития.

Если смотреть статистику по закрытым проектам, примерно 25 процентов стартапов, получивших предпосевные инвестиции в первом акселераторе, закрылись или сделали пивот (изменили идею, на которой планируют зарабатывать деньги, — прим. «Ленты.ру»).

Читать дальше…

Все новости >