«Значительная часть респондентов — потомственные собиратели»
На проходившем в ЦДХ XXXVII Российском антикварном салоне Государственный институт искусствознания представил результаты социологического исследования, которое проводилось по заказу Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров. Все девять дней предыдущего, весеннего, салона группа социологов ГИИ при поддержке волонтеров, студентов профильных вузов, предлагала любителям антиквариата, пришедшим в ЦДХ, ответить на вопросы подробной анкеты, пишет The Art Newspaper. Респонденты к заполнению анкеты отнеслись ответственно и, по словам социологов, дали хороший материал для изучения.
Оказывается, большая часть посетителей салона — люди «в расцвете лет» (женщин среди них несколько больше, чем мужчин), называющие Интернет в качестве одного из наиболее востребованных источников информации о мероприятии. По преимуществу это предприниматели, сотрудники частных компаний и представители творческих профессий. За годы существования Российского антикварного салона у него сформировалась устойчивая лояльная аудитория, однако без признаков застоя: около трети опрошенных начали посещать ярмарку только два-три года назад. Ответы на вопрос о мотивах посещения показали, что около половины посетителей пришли с четким намерением совершить покупку или как минимум прицениться к интересующим предметам.
Значительная часть респондентов — потомственные собиратели (в семьях их родителей тоже есть произведения искусства), которые уже совершали самостоятельные покупки антиквариата и хотя бы частично знают провенанс своих коллекций. Они предпочитают покупать антиквариат в галереях, на ярмарках и у владельцев (в России) и в галереях, на ярмарках и на аукционах (за рубежом), и чаще всего их интересует русская живопись. Более половины готовы выйти со своей коллекцией в публичное пространство: сотрудничать с музеями, участвовать в издательских проектах и выставках. При этом каждый пятый посетитель считает, что на пути развития антикварного рынка в России нет препятствий, и в два раза больше людей оценивают ситуацию с точностью до наоборот (указывая на конкретные проблемы).
Те респонденты, которые ничего не купили на салоне, жалуются на слишком высокие цены, безуспешные поиски того, что им интересно, недоверие к экспертизе и даже на отсутствие внимания со стороны продавца. Определяя стоимость предметов антиквариата, посетители в большинстве своем предпочитают прислушиваться к мнению профессионалов и (в меньшей степени) ориентироваться на результаты аукционных торгов и суждения знакомых.
Свои доходы большая часть ответивших на вопросы анкеты деликатно называет «средними», и треть без проблем готовы расстаться с суммой до 100 тыс. руб. Пятая часть опрошенных может позволить себе траты в пределах 1 млн руб., шестая часть — более 1 млн руб. Заявивших о желании купить что-либо на салоне оказалось в четыре раза больше, чем тех, кто хотел бы продать антиквариат.
Что касается самой организации Российского антикварного салона, то посетители, указывая на проблемы с навигацией и недостаток мест для отдыха, в целом высоко оценивают мероприятие.