«Спящая женщина с черной вазой»
Внимательный просмотр голливудского фильма позволил искусствоведу из Будапешта обнаружить картину выдающегося венгерского художника Роберта Береня, которую считали утраченной с 20-х годов прошлого века, пишет РИА «Новости».
Первый шаг к обретению уникального полотна был сделан в конце 2009 года, сообщает Vanity Fair: в этот рождественский вечер сотрудник будапештской Национальной галереи Гергей Барки в компании своей дочки смотрел по телевизору фильм «Стюарт Литтл». Одной из деталей кинематографического интерьера была висящая над камином картина, и Барки уверенно идентифицировал ее, как «Спящую женщину с черной вазой» — произведение Роберта Береня, судьба которой была неизвестна с 1928 года.
Каким образом авангардистский шедевр 1920-х годов попал в антураж снятого в 1999 году детского фильма с мультипликационными героями, оставалось совершенно неясным.
Искусствовед связался со съемочной группой фильма, после чего выяснилось, что картину всего за 500 долларов приобрела помощник режиссера в одном из антикварных магазинов Калифорнии. Не зная истинной ценности этой работы, она предложила использовать ее для оформления фильма, в съемках которого принимала участие.
После переговоров женщина согласилась продать историческое полотно, которое в результате вернулось в Венгрию и 13 декабря будет продано на аукционе в Будапеште. Начальная цена картины составляет 110 тысяч долларов.
Роберт Берень, входивший в авангардную группу «Восьмерка», способствовал распространению в Венгрии идей кубизма и экспрессионизма. Его работы высоко ценились специалистами и публикой, хотя художник был более известен своими отношениями с прекрасным полом. В 1920 году в Берлине художник ухаживал за знаменитой актрисой Марлен Дитрих, также ему приписывают роман с авантюристкой, выдававшей себя за великую княжну Анастасию — дочь последнего российского императора Николая II.