Новости
Выбор факультета
03 декабря 2014

«Бренду необходима эволюция с учетом новых предпочтений гостей»

Форсированное открытие ресторанов «Росинтера» в транспортных узлах и оптимизация расходов холдинга стабилизирует финансовые результаты компании на близкой к нулю рентабельности, сообщили аналитики RMG Securities после встречи с менеджментом компании.

Один из крупнейших ресторанных холдингов России пытается восстановить свое положение с 2008 г., когда он открыл 105 ресторанов и закончил год с убытком в 378,2 млн руб. В 2010 г. компания вернулась к прибыльности, но ненадолго, спустя год ее показатели вновь стали снижаться, пишут «Ведомости». 2013 год стал худшим для «Росинтера»: он показал самый большой убыток (467,8 млн руб.) и самую низкую рентабельность по EBITDA (2,4%) с 2010 г., когда впервые раскрыл этот показатель. Тогда рентабельность составляла 10,75%.

По итогам первого полугодия 2014 г. выручка ресторанного холдинга снизилась на 4,6% до 4,7 млрд руб. при росте чистой прибыли в 2 раза до 57,4 млн руб. Акционеры холдинга рассчитывали, что улучшить положение дел сможет англичанин Кевин Тодд, возглавивший «Росинтер» в феврале 2012 г. Он разработал трехлетнюю программу развития сети, которая предусматривала обновление меню, инфраструктуры (2012-2013 гг.) и ресторанов (2012-2015 гг.).

Кроме того, Тодд предложил приостановить органическое развитие: непрофильные бренды холдинга («1-2-3 кафе», «Мока-лока», «Печки-лавочки») изменили концепцию и были ребрендированы в «IL Патио», около 30 ресторанов закрыто. Именно Тодд предложил сконцентрировать развитие компании на транспортных хабах (железнодорожных вокзалах, аэропортах и др.). Реализация новой стратегии должна поднять рентабельность по EBITDA до 12-14% в среднесрочной перспективе, говорил тогда вице-президент по связям с инвесторами, корпоративным финансам и стратегии «Росинтера» Тигран Асланян. Однако в марте 2014 г. Тодд покинул компанию.

Новый президент компании Сергей Зайцев сразу после своего назначения заявил: планы обновления будут заморожены из-за экономической нестабильности — до возврата к устойчивой прибыльности. В 2014 г. проблемы усугубились для всего ресторанного бизнеса — ускорившаяся инфляция ухудшила покупательную способность россиян, указывают аналитики RMG. По их мнению, ситуацию усложнили продовольственное эмбарго и запрет на курение в ресторанах, что повлекло отток клиентов. В этой ситуации множество клиентов переместилось из ресторанов среднего ценового сегмента в сегмент фастфуда, в то же время клиенты более высокого ценового диапазона мигрируют в средний гораздо медленнее, указывают аналитики.

«Росинтер», однако, не планирует значительной реструктуризации бизнеса, делая упор на открытия в крупнейших транспортных хабах Москвы и Санкт-Петербурга: результаты сегмента показали рекордную для компании рентабельность, указывают аналитики. Представитель «Росинтера» Елена Мазур не раскрывает показатели компании на этих объектах. В ответ на переизбыток суши-ресторанов в Москве на фоне снижающегося спроса на японскую кухню «Росинтер» переделывает часть ресторанов «Планета Суши» в формат «Планета мировой кухни», где представлены блюда всех кухонь мира (первый ресторан открыт два месяца назад), пишут аналитики. За 15 лет присутствия на рынке бренд «Планета Суши» приобрел пул лояльных гостей, но бренду «необходима эволюция с учетом новых предпочтений гостей», сообщила Мазур. Какая часть ресторанов «Планета Суши» будет ребрендирована, она не говорит.

Этих действий, по мнению аналитиков, достаточно лишь для достижения точки безубыточности и возвращение к «устойчиво положительным» результатам возможно только при проведении более радикальной бизнес-реструктуризации. Мазур возражает: сейчас о новой стратегии развития холдинга говорить не стоит. Развитие в транспортных узлах в текущих условиях оправданно: «Росинтеру» стоит сделать упор на развитие точек McDonald’s («Росинтер» получил право открывать закусочные в транспортных узлах в 2012 г.), так как традиционные форматы более чувствительны к снижению покупательской активности, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ребрендинг части ресторанов «Планета Суши» он также считает неудачным шагом: можно было ввести в меню блюда других кухонь, не отказываясь от названия. В текущих условиях для поддержания финансовых результатов компании необходимо сдерживать рост цен, но основная проблема «Росинтера» в его менеджменте, считает аналитик.

Все новости >