Новости
Выбор факультета
24 декабря 2014

«Я просто пишу и пою о чем-то очень личном» (ВИДЕО и ФОТО)

В декабре в клубе и театре «Мастерская» состоялся единственный сольный концерт молодой норвежской певицы Янне Хеа (Janne Hea) в России. Перед выступлением Янне со своей группой встретилась со студентами факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», рассказала о пути становления молодого артиста в Норвегии и ответила на все интересующие вопросы слашателей. Концерт организован Goldenzwaig Creative Solutions и Посольством Норвегии в РФ при поддержке Бизнес-школы RMA.

Встреча началась с выступления арт-директора клуба и театра «Мастерская» Виктора Гуторова, который рассказал, на чем построена успешная работа «Мастерской», и дал много практических советов молодой неизвестной группе, добивающейся выступления на сцене клуба.

Виктор Гуторов: На арт-директоре лежит обязанность следить, чтобы каждый день в заведении что-то проходило, и чтобы это приносило клубу прибыль, и группам, обращающимся с предложением выступить на площадке, важно это понимать. Чтобы именно ваш концерт стал приоритетным, нужно засесть в голову арт-директора очень сильно, убеждая, что именно вы принесете доход и от продаж билетов, и от бара и ресторана.

Нужно научиться писать правильные письма с лаконичной информацией о вашем творчестве, со ссылками на хорошие аудио-записи вашей музыки, и видео с репетиций и концертов. Также в письме важно дать понять представителю площадки, что у вас уже есть охват аудитории – друзья и знакомые, готовые прийти на концерт поддержать вас. Не делайте массовые рассылки с темой «Предлагаем молодую перспективную команду для выступления на вашей площадке», пишите личные сообщения с конкретным адресатом, иначе велика вероятность, что письмо даже не откроют – шаблоны видны сразу.

Если вам не отвечают – через месяц-два можно еще раз написать, только не переусердствуйте с напоминаниями – попадете в бан и ничего больше не добьетесь. У меня несколько раз были случаи: группа мне не особо нравилась, но напоминала о себе в удачный момент, когда было место в расписании, и в итоге ребята удачно выступали. Естественно, важно, чтобы ваша музыка не была совсем плохой и не портила репутацию заведению. Даже если вы совсем новая группа, у вас есть шанс успешно выступать, если вы делаете хорошую музыку.

Концертный и клубный промоутер (Россия-Швеция) Григорий Гольденцвайг рассказал о музыкальной индустрии Норвегии, чтобы дать слушателям представление о том, как происходит продвижение молодых групп этой страны.

Григорий Гольденцвайг: Эта небольшая страна, с население меньше пяти миллионов, хорошо известна как экспортер музыки. Чем известна норвежская музыка? Во-первых, она разноплановая: металл, джаз, рок, танцевальные направления, при этом и фолк никогда не был отчужден от естественного развития музыки – это живой жанр, который успешно существует как сам по себе, так и в гармоничной связи с другими направлениями.

Во-вторых, повсеместное увлечение музыкой объясняется тем, что музыкальное образование в Скандинавских странах доступно абсолютно всем. Также большую роль играет владение английским языком: так как весь англоязычный контент в Норвегии идет без дубляжа, музыканты с детства изучают язык, а потом пишут красивые песни и поют их без акцента на самом распространенном языке мира.

В-третьих, у государства есть интерес к развитию культуры, и музыкальной индустрии в частности. Есть структурные подразделения, которые регулярно помогают музыкантам. Естественно, первоочередным критерием успеха является качество первоначального материала, без которого никакие дотации не помогут.

О молодой певице Janne Hea норвежская музыкальная сцена заговорила во весь голос после, главного национального музыкального фестиваля Öya 2014. Уроженка Хаделанда, пригорода Осло, профессиональная актриса Янне продолжает традиции таких американских фолк- и кантри- исполнителей, как Dolly Parton, Patty Loveless, Emmylou Harris и поет проникновенные мелодичные песни под гитару и скрипку. С Janne выступают Mari Skeie Ljones (скрипка, вокал) и Torgeir Waldemar Engen (гитара/банджо/вокал).

Как молодая малоизвестная группа получила возможность выступить на важнейшем фестивале в Норвегии ?ya festival?

Janne: Примерно так же, как мы оказались сегодня в Мастерской в Москве. Просто один из устроителей фестиваля услышал нас на разогреве у артиста, который должен был выступать на ?ya, и пригласил нас тоже принять участие. Осло – маленький город, и если вы делаете что-то серьезное и хорошее на музыкальной сцене, то рано или поздно вас заметят.

Существуют ли национальные особенности в создании музыки или все интернационализировано?

Janne: Я просто пишу и пою о том, что со мной происходит, о друзьях, о семье, о чем-то очень личном, но в целом мы играем довольно традиционную музыку. Когда мы встречаемся с группами из разных стран, то всегда сразу становится понятно откуда они, так и по нам видно, что мы из Норвегии.

Torgeir: Для норвежцев естественно сравнивать себя со шведами, которые, как вы знаете, очень популярны в плане экспорта музыки, у них всегда был фокус на трансляцию творчества своих музыкантом заграницу. В Норвегии мы пытаемся выстроить собственную идентичность, мы никогда не смотрели и не пытались повторить опыт других стран, поэтому в нашей музыке так чувствуется норвежский характер.

В России фолк с трудом находит своего зрителя, ваше же исполнение традиционной музыки цепляет, а не ассоциируется с большими хорами, вытягивающими заунывные мелодии. Как вы считаете, почему так происходит?

Janne: Люди любят музыку, которая может дать вам что-то и найти отклик на уровне чувств, в которой можно увидеть себя. Когда видишь, что человек поет о чем-то настоящем и искреннем, ты невольно допускаешь его в свое сердце.

Знаете, я тоже люблю слушать зажигательную музыку на вечеринках, но временами все ищут какого-то содержания.

Насколько выбор английского языка – добровольный выбор, а насколько – вынужденная мера?

Janne: Норвегия – достаточно большая страна, но там живет мало людей, поэтому если вы выбираете норвежский – вы сознательно ограничиваете круг слушателей, которые смогут понять смысл ваших песен. А для меня слова не менее важны, чем мелодия.

К тому же если бы я писала песни на норвежском, большинство людей испытывали бы смущение во время прослушивания, потому что у меня вряд ли получится выразить такие лиричные истории в этом достаточно грубом языке так, чтобы это хорошо звучало. Впрочем, некоторые музыканты, когда становятся старше и успешнее, начинают исполнять музыку на родном языке. Так что, возможно годам к 50-ти я тоже этим займусь.

Вы выпустили новый альбом и понятно, что выпуск альбома – это большие вложения не только времени, эмоций и талантов, но и денег. Где молодой группе найти деньги на развитие и на жизнь?

Janne: Запись альбома была сделана на мои личные средства. Дохода мы пока не получили, но альбом вышел недавно, так что, возможно, скоро деньги начнут возвращаться. А зарабатываю тем, что играю в театре.

Mary: Я зарабатываю деньги на концертах, но не таких, как сегодня, а в школах или домах престарелых – я пять дней в неделю играю на скрипке в разных местах. Есть специальная организация, которая помогает музыкантам находить такого рода выступления. Я соглашаюсь на какой-либо проект при нескольких условиях: я смогу на нем заработать, встретиться с интересными людьми или научиться чему-то новому – должно быть выполнено минимум два пункта.

Какими способами зарабатывать непосредственно группе?

Janne: Концерты и продажи дисков. Очень немного приносит ротация песни на радио или скачивание на Spotify или продажа на iTunes.

Torgeir: Заработать на продаже альбома и на концертах сложно, вообще, одного значительного источника дохода нет, их много и их нужно искать. В целом, молодым артистам сейчас стало зарабатывать сложнее, чем раньше. Деньги в этой индустрии есть, но они направлены не в то русло: больше получают компании, чем музыканты. Люди стали готовы платить за музыку, и через пять-семь лет мы увидим результат.

Расскажите о роли государства в развитии музыкальной группы в Норвегии?

Janne: Государство много вкладывает, причем, часто помогают менее коммерциализированым направлениям: фолк, джаз, классическая музыка. Но любой музыкант может обратиться за грантом, если хочет поехать с гастролями в другую страну, даже шведы иногда подают заявки на наши гранты, потому что их размер в Норвегии больше.

Torgeir: Вся эта история с грантами – не такая простая, как может показаться, это не банкомат, который выдает деньги по запросу. У меня есть отдельная от Янне карьера музыканта, и я недавно на свои сбережения выпустил свой дебютный альбом, который записывал пять лет. Когда же альбом вышел и появилась какая-то популярность, получить деньги стало гораздо проще, причем давали гораздо больше, чем требовалось. В этом слабость этой системы: когда деньги действительно нужны, их практически невозможно достать, чтобы получить грант нужно доказать, что ты его достоин, а для этого выпустить альбом, занимая у всех подряд и вкладывая все что есть.

Есть ли в Норвегии какое-то место, где могут собираться все музыканты: тусоваться, обмениваться опытом, общаться?

Janne: Как было сказано раньше, в Осло очень небольшая тусовка, и все друг о друге знают. Да, есть какие-то бары и клубы, в которых всегда встретишь знакомых музыкантов, но они часто меняются.

Mary: Есть различные мастер-классы и воркшопы, которые помогают музыкантам, рассказывая как начинать карьеру, как держаться на сцене, как организовывать концерты и туры, как находить инвестиции, и даже как платить налоги.

Какие планы на развитие?

Janne: У меня, конечно есть планы и амбиции, но, если честно, мне интересно смотреть, что из этого получиться само, пока такой способ работает: за последний год много чего произошло и мы смотрим, куда дальше нас это заведет.

Torgeir: Нам нравится то, что мы играем, но если вы занимаетесь музыкой, то вы всегда будете находиться в постоянном поиске нового звучания, поэтому застывать в одном положении не имеет никакого смысла. 

Дарья ХАУСТОВА

Бизнес школа RMA и Goldenzwaig Creative Solutions благодарят Посольство Норвегии, театр и клуб «Мастерская», лично арт-директора «Мастерской» Виктора Гуторова за помощь в проведении мероприятия и студентку ШБ-29 Марию Ланг за проведение фотосъемки.

Все новости >