2014 год стал самым прибыльным в истории аукционного рынка
Несмотря на кризисные явления в мировой экономике и из года в год повторяющиеся пророчества о том, что «пузырь» на рынке искусства надут до предела и вот-вот лопнет, доходы аукционных домов практически во всех разделах заметно возросли. Но более всего, как и прежде, в секторе послевоенного и современного искусства, сообщает The Art Newspaper.
Именно в этом разделе Christie’s провел крупнейший в своей истории — и истории мировой торговли искусством — аукцион, получив $852,9 млн за один вечер. Подробно об итогах Christie’s на нашем сайте писали вчера.
Оборот Sotheby’s составил $6 млрд (на 18% больше прошлогоднего), наибольший вклад в эту сумму также внесло послевоенное и современное искусство, возросшее по обороту на 20,3%, достигнув $1,6 млрд; за ним уверенно следует импрессионизм и модернизм: рост на 27,7% до $1,4 млрд (в этом разделе Sotheby’sлидирует на рынке).
Оба аукционных дома отчитались об огромном количестве новых клиентов, впервые вступивших в этом году на путь покупателей искусства на торгах. Главными клиентами Christie’s остаются американцы, хотя европейцы их теснят и становится все больше любителей прекрасного из стран Ближнего Востока и Индии. У Sotheby’s наибольшую активность проявили китайские покупатели: за год на торгах по всему миру они купили искусства на $1 млрд.
Но, пожалуй, самый важный показатель, раскрывающий смысл происходящего на рынке, — ценовой уровень, где совершаются главные продажи. Он неуклонно сдвигается в сторону самых дорогих работ: количество произведений, проданных за суммы свыше $10 млн, возросло у Christie’s по сравнению с 2013 годом на 48%, число тех, что проданы дороже $1 млн, — на 19%. Sotheby’s таких данных не приводит, однако список десяти самых дорогих проданных на аукционах дома вещей, в который попали произведения стоимостью от $23 млн до $63 млн, говорит о том же. Чем жестче кризис, тем резче противостоят друг другу богатство и бедность; «богатые» богатеют (о росте числа миллионеров в мире говорят финансовые аналитики), а «бедные» вовсе лишаются возможности приобретать что-то сверх необходимого, в том числе искусство. Количество желающих вкладывать деньги в самое дорогое искусство увеличивается, а шедевров не становится больше — это значит, что выдающиеся произведения и дальше будут пользоваться спросом и цены будут все выше. Искусство «среднего» коллекционного статуса и цены наверняка просядет; может быть, спрос сохранится на самые недорогие предметы интерьерного качества. В сущности, чтобы предсказать все это, не обязательно изучать отчеты аукционных домов в мировом масштабе — достаточно вспомнить итоги последних русских торгов в Лондоне, в миниатюре повторяющие глобальные тренды: самое лучшее подорожало как минимум втрое, зато остальное удалось распродать едва на треть.