Новости
Выбор факультета
03 февраля 2015

«Мне всегда нравилась не только музыка, но и вся внутренняя кухня»

Генеральный директор booking-агентства Caviar Lounge, выпускник и теперь уже преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Михаил Юрков рассказал нашему сайту, как променял стабильную и спокойную работу в финансовой корпорации на непостоянство шоу-бизнеса и почему ничуть об этом не жалеет.

Справка: Букинг-агентство Caviar Lounge основано известным музыкальным критиком и куратором факультета  «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Артемием Троицким. В рамках работы агентства организованы выступления таких западных исполнителей, как Brainstorm, Morcheeba, Two Doors Cinema Club, Bryan Ferry, New Order, Editors, Scissor Sisters, Kaiser Chiefs, Faithless, One Republic, Sum 41, Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra, The Chemical Brothers, Sinead O Connor, Fall Out Boy, Madness, The Johnsons, Air, Sonic Youth, Basement Jaxx, Franz Ferdinand, NatalieImbrulia, Jane Birkin, Alice Cooper, Blondie, Gogol Berdello, George Benson, Massive Attack и многих других. Caviar Lounge имеет отличную репутацию среди западных агентов артистов. Владелица агентства – преподаватель бизнес-школы RMA Ирина Щербакова.

Вы закончили финансовую академию и работали менеджером в крупной компании, как же вас развернуло в сторону шоу-бизнеса?

Я закончил академию, и надо было дальше развиваться, выбор встал перед аспирантурой и факультетом музыкального менеджмента в RMA.

Подождите, а откуда вообще появился вариант «музыкальный менеджмент»?

Я узнал про RMA совершенно случайно – искал билеты на Russian Music Awards и первым по запросу «RMA» поисковик выдал именно сайт бизнес-школы, я зашел и заинтересовался. Так я узнал, что вообще есть такое образование.

В итоге, я нашел билеты на премию, но вкладка на сайт rma.ru осталась и мозолила глаза. Я решил не думать относительно, а просто съездить в офис, который тогда еще находился на Таганке, пообщаться с консультантом и узнать о факультете из первых уст. После визита я уже задумался о такой профпереподготовке всерьез. И хотя у меня уже были сданы вступительные экзамены в аспирантуру, подумав несколько недель, я решил все же попробовать себя в музыкальном бизнесе.

На самом деле, мне всегда была интересна эта индустрия, мне нравилось организовывать мероприятия, я и в финансовой академии этим занимался: руководил культурно-массовым комитетом в Студенческом Совете, организовывал различные образовательные программы и мастер-классы, делал концерты. Мне нравилась не только музыка, но и вся внутренняя кухня.

Так, продолжая работать в финансовой корпорации, я по вечерам ездил и изучал совершенно другой мир и во многом благодаря RMA сегодня я там, где есть.


Europa Plus LIVE 

Можно подробнее, пожалуйста, как вы оказались в Caviar Lounge?

Учредитель и промоутер концертного агентства Caviar Lounge Ирина Щербакова была моим преподавателем в RMA, рассказывала про концертно-гастрольную деятельность – мне этот курс оказался очень интересен. Потом мы начали с Ириной достаточно плотно общаться, когда она курировала мою дипломную работу.

А потом Ирина предложила мне работу в Caviar Lounge, и еще пару лет я размышлял над целесообразностью смены сферы деятельности, ведь у меня в то время была хорошая стабильная работа в финансовой компании, тем более тогда был кризис и просто так надежную работу не бросали. Но во всей этой стабильности мне все-таки чего-то не хватало, думаю, слишком спокойная офисная работа меня как раз подтолкнула к изменениям.

К тому же, тогда в Caviar Lounge подтвердилось много проектов, стабилизировалась экономическая ситуация, были распланированы концерты и артисты на год вперед, поэтому я все же решился на этот непростой шаг.


Сейчас Ирина Щербакова и Михаил Юрков вместе принимают дипломные работы у студентов RMA 

Как родные отнеслись к переменам?

Конечно, все говорили, что смена сферы деятельности означает обнуление прошлых заслуг и необходимость начинать построение своей карьеры с начала, хотя, по сути, я также продолжал заниматься финансами, но уже в другой сфере. Поначалу, чтобы полностью влиться в новую сферу деятельности, приходилось заниматься абсолютно всем – от бронирования авиабилетов и отелей до сопровождения артистов по городу. Поэтому родственникам порой казалось, что я занимаюсь какой-то ерундой, но реализация крупных проектов и фестивалей, куда их обычно приглашаю, а особенно участие в организации главной сцены на Олимпийских Играх в Сочи, окончательно изменили их мнение.


Об участии студентов, выпускников и преподавателей бизнес-школы RMA в организации Олимпийских Игр можно узнать, посмотрев видеозапись круглого стола «За кулисами Олимпиады», модератором которого выступал Михаил.

А как вы сами восприняли перемены, тяжело было начинать?

Вспоминаю сейчас это время с ужасом, если честно. Было катастрофически трудно, даже с учетом того, что я продолжал заниматься своим делом – финансами, договорами, стратегией. Но это были новые форматы договоров, другая специфика, другая законодательная база. Первые полгода спал в среднем по два-три часа в день, вместо сна я что-то читал, изучал, смотрел. Плюс нужно было запоминать массу новых людей, познакомиться со всеми партнерами, присутствовать на тусовках и мероприятиях.

Сейчас все уже кажется таким легким и простым, система налажена и даже сбои не могут выбить из колеи, но тогда все это было невообразимо – это был просто другой мир.

Не жалели в первое время, когда было тяжело, что оставили спокойную жизнь в офисе?

Ни в коем случае, только вперед и вверх. Да, было тяжело, но безумно интересно – это работа, в которую втягиваешься полностью. Сейчас тоже интересно, но уже воспринимается немного по-другому, спокойнее.

Когда только пришел, я пробовал все этапы букинга и организации концертов на себе, потому что только так можно наладить правильную работу. Я называю это моделью Макдоналдса, где любой управляющий или топ сети хотя бы день провел на кухне. Первый год я ездил встречать артистов в аэропорт, заселял их в отеле, присутствовал на саунд-чеках, я теперь даже знаю, как подключать звуковую аппаратуру. За четыре с половиной года в агентстве я прочувствовал на себе все этапы работы и сейчас могу подменить сотрудника на время командировки, например, – в компании со штатом шесть человек это очень важное свойство. У нас небольшая команда, мы практически семья – всегда поддерживаем друг друга и подстраховываем.

Тогда мы букировали 60-70 процентов иностранных артистов в Б1 (Сейчас YotaSpace ГлавClub), зачастую концерты звезд проходили подряд с четверга по субботу. И я каждый раз, когда окончательно выматывался, выходил в зал и понимал ради чего все это. Когда чувствуешь энергетику этих тысяч людей, понимаешь, зачем ты работаешь и решаешь все проблемы и споры, все мелочи остаются позади, за сценой. Кстати, было бы интересно посчитать, сколько людей посетило именно наши концерты за эти годы и понять, сколько людей мы сделали счастливыми.

В общем, в своей истории я бы ничего не менял, так сошлись звезды и это большая удача для меня.


Europa Plus LIVE 

Расскажите, как работает букинг-агентство в России?

Учитывая, что агентство небольшое, у нас все работают взаимосвязано. В штате работает шесть человек плюс сформированные команды фрилансеров под разные направления: мы занимаемся и фестивальной деятельностью, и логистикой туров, и зарубежными мероприятиями.

В Европе букинг-агентство – это именно букинг, за счет своего опыта и связей компания напрямую договаривается с агентом артиста, добивается выгодных условий, и передает информацию заказчику, то есть является посредником.

В России же к этому добавляется целый комплекс услуг, мы занимаемся всей логистикой: визами, перелетами, трансферами, гостиницами, сопровождением артистов. Также развиваем другие направления и заполняем свободные ниши, например, фестивальный менеджмент. Изначально нас звали на фестивали как букера, но сейчас мы можем взять на себя организацию «под ключ», как генеральный подрядчик, нам доверяют за счет 15-летнего стажа компании, профессиональной команды и огромной базы проверенных контактов. Например, мы так работали с фестивалями Europa Plus Live, AHMAD TEA Music Festival и другими.

Как происходит работа с артистами?

Крупные артисты чаще всего находятся в рамках пяти-шести мировых агентств, информация по каждому артисту открыта для букеров по подписке. Нужно еще понимать, что даже если простой человек найдет контакты и напишет в агентство, то ему вряд ли ответят. Должно быть имя, репутация, история, свои контакты – все это дает агентам понимание, что с вами можно работать.

Работа с артистами может идти двумя путями. Первый: у нас есть букинг-подразделение, которое отвечает за музыкальную составляющую, которое отслеживает тенденции в индустрии, популярность тех или иных артистов, выпуск новых альбомов, награды, туры и концерты. С моей точки зрения, как финансиста, букеры – это творческие люди, в хорошем смысле сумасшедшие, которые могут найти любую информацию, они полностью погружены в эту сферу, они дни и ночи сидят на ютубе, в социальных сетях, ездят на фестивали и конференции. И такие люди обязательно нужны, потому что заказчику мало сказать, хороший музыкант или плохой, ему нужно подробно рассказать, почему он в тренде, показать видео с концертов, подкрепить личным опытом. Плюс проводится аналитика по российскому рынку, чтобы понять насколько широкая у артиста аудитория в нашей стране, кому из площадок данный артист может быть интересен, какие инструменты продвижения актуальны. Далее мы сами предлагаем артистов нашим партнерам, показывая и обосновывая, что он нужен этой площадке или этому мероприятию.

Второй путь: заказчик сам к нам приходит, мы обсуждаем его пожелания, мысли и идеи, составляем список тех, кого он хочет видеть на своей площадке. Как правило, к такому списку очень быстро готовы наши комментарии: порядок цен, примерные условия, кто свободен или точно занят, в туре или пишут новый материал, кто не собирается в Россию или гастролировать вовсе. По оставшейся части списка мы связываемся с агентами.

Сейчас есть тенденция сразу организовывать тур для артиста – предлагать ему несколько городов. Наше преимущество в том, что мы имеем партнерскую сеть по России и имеем возможность делать такие предложения. Предположим, конкретная площадка запрашивает артиста, им отказывают, потому что невыгодно ехать ради одного концерта, тогда мы предлагаем, например, еще пять городов, и вероятность согласия повышается.

У крупных площадок есть свои подразделения, с профессиональной букинг-командой, но конкурентами назвать нас нельзя, потому что у нас есть свои преимущества и возможности. Нужно держаться в связке, никаких грязных игр и махинаций нет, потому что обеим сторонам взаимовыгодное сотрудничество идет только на пользу.


Red Rocks Tour Челябинск

Возникают ли проблемы в связи с нынешней экономической и политической ситуацией?

Конечно, это тяжелое время, в первую очередь из-за увеличения рублевых эквивалентов гонораров артистов вследствие падения курса рубля.

Все политические истории последнего времени также оказывали влияние, будь то «антигейский закон», политические конфликты, или запреты и срывы выступлений известных иностранцев в России. Обычно агент не скажет напрямую, что артист не едет выступать в Россию по этим причинам, чаще они находят другие поводы для отказа: неудобные даты или невыгодность такого тура, могут просто запросить такой гонорар, что нам приходится отказываться.

Расскажите об RMA, как считаете, что было основным в обучении?

Самыми запоминающимися моментами обучения, безусловно, были стажировки: Старые и Новые песни о главном, Новогодние ёлки, премии MTV, Муз-ТВ и другие. Я пришел, ничего не зная об индустрии, поэтому мне было интересно попробовать себя везде: я переводил технический райдер, стоял с ключами у гримерок, был стейдж-менежером, стоял у сцены с рацией, на входе на фестиваль надевал браслеты и сканировал билеты. Мне хотелось на своей шкуре прочувствовать все возможные задачи, изучить в деталях все площадки, узнать, как устроен бэкстейдж – это невероятный опыт. Да это в основном была попса мне совершенно неблизкая, но я рвался на стажировки, мне был интересен сам менеджмент: я много видел несовершенных моментов, которые напрашивались на изменения, мне хотелось показать всем, как эту систему можно усовершенствовать, но предположить тогда, что я сам буду влиять на индустрию, я не мог. На тот момент я не осознавал, что конкретно я хочу дальше делать в этой сфере, более того – тогда я точно знал, что не хочу быть менеджером артиста, продюсером и прочее.


На бэкстейдже фестиваля Red Rocks Tour Казань с выпускником RMA Юрием Молостовым

Сейчас вы сами являетесь преподавателем факультета, на котором раньше учились, какие эмоции вызывает?

Мне очень нравится делиться своими знаниями, мне приятно, что я развиваю индустрию, да и сам я чему-то учусь у студентов. Классно понимать, что учу своих будущих коллег, партнеров, да даже конкурентов – тоже хорошо, ведь мы вместе делаем этот мир. Тем более конкуренция дает стимул к развитию.

Радуюсь, когда люди заинтересованы и задают вопросы, во-первых, это значит, что меня слушали, во-вторых, хорошо, что человек пытается разобраться, а не просто пропускает непонятную информацию мимо. Знаете, мне кажется, у меня совсем неинтересныйкурс, я ведь веду финансовый менеджмент в концертной деятельности. Когда мы учились, вся экономическая часть вызывала проблемы с пониманием у большинства сокурсников, все эти лекции были скучны и тяжелы для восприятия, многие спали, зевали – сложно по вечерам после работы воспринимать эти цифры. У меня курс похожий, но я стараюсь разбавлять сухие цифры, все рассказываю на живых примерах, привозах реальных артистов.

И еще я заметил, что студенты стали серьезнее, взрослее как-то. Я-то пришел сразу после университета и настрой у меня был молодой, веселый – я воспринимал все это как развлечение, для меня все обучение сводилось к общению, мероприятиям, новым друзьям и контактам.


Caviar Lounge часто привлекает для помощи в организации концертов студентов факультета "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений"

Что посоветуете нынешним студентам?

Я всегда говорю по поводу стажировок: эта самый главный способ почувствовать эту сферу, особенно, если вы ничего о ней не знаете. Есть люди, которые приходят со своим проектом, четко знают, чего хотят, и ищут в первую очередь связи. Такой человек в большинстве своем отрицает все остальное, то есть такой директор группы не будет стоять на браслетах на входе, не будет водить Глюкозу или Валерию с фонариком от гримерки до сцены – и я не могу сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, каждый выбирает сам, что хочет, с другой – в работе все навыки могут пригодиться, поэтому рекомендую участвовать в стажировках. Не нужно ни от чего отказываться, пока не попробуете.

RMA дает возможность за короткое время попробовать себя во многих направлениях, понять, что работает, а что нет, просто проверить свои силы, потому что не у всех хватит заряда на такую работу. Стажировки помогут взвесить свои желания и возможности. Это очень стрессовая работа, и во время обучения вы поймете, что праздник – это не только веселье и, чтобы его создавать и дарить людям, нужно пройти через очень многие трудности и препятствия.

А если вы собираетесь заниматься своим собственным проектом, обязательно нужно подкрепить себя управленческими и финансовыми знаниями и навыками, с чем вам также помогут в RMA. Помните, что без экономической составляющей ни один проект, даже благотворительный или социальный, не сможет существовать.

Беседовала Дарья ХАУСТОВА

Все новости >