Новости
05 февраля 2015

«Все направления, включая агитационный период и сталинский ампир»

Выставка «Советский дизайн 1920-1960. От конструктивизма к модернизму», на которой можно увидеть предметы мебели и интерьерные аксессуары, откроется в Музее архитектуры имени Щусева 20 февраля. Об этом ТАСС рассказала директор арт-галереи «Эритаж» Кристина Краснянская, соорганизатор проекта.

По ее словам, именно такой временной период был выбран потому, что он охватывает все основные стилевые направления советского дизайна, включая любимый коллекционерами агитационный период и сталинский ампир. «Мы бы с удовольствием показали предметы дизайна авангардного периода 1910-х - практически все художники- авангардисты экспериментировали в этой области. Но их, к сожалению, не осталось, даже в музейных собраниях», - отметила собеседница агентства.

Самый ранний предмет мебели, представленный на выставке, датируется 1929 годом - это стул авторства Бориса Иофана, архитектора "Дома на набережной". «Это образец конструктивизма, формирование которого происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства - супрематизм, футуризм. Стул имеет редкий провенанс: он принадлежал известному писателю Трифонову, автору романа "Дом на набережной», - пояснила Краснянская.

Также на выставке можно увидеть агитационную мебель 1930-х годов - гарнитур, сделанный по проекту Игоря Крестовского для дома-комунны "Хлеба коммунизма" при смоленской Сельхозакадемии. По мнению организаторов проекта, особое внимание следует обратить на предметы мебели, выполненные по проекту Николая Лансере для Музея Ленина в Ленинграде. Работы над ними велись не в архитектурных мастерских, а в "Особом конструкторско-техническом бюро", где репрессированные архитекторы работали под надзором госорганов. Мебель эпохи сталинского ампира представлена в экспозиции креслом-трансформером и радиолой, которые были изготовлены по заказу Мариинского театра, тогда Театра оперы и балета им. С. Кирова, для подарка председателю Верховного Совета СССР Михаилу Калинину.

Стилевые особенности советского модернизма можно изучить, в частности, по чертежам Юрия Случевского, автора кресел судей Конституционного суда РФ: разработанная им модульная система регулировала соотношение высоты и ширины мебельной конструкции в зависимости от роста человека. «Образцы советского дизайна вызвали неподдельный интерес в западных СМИ и среди коллекционеров, когда мы дебютировали на Базеле несколько лет назад (у "Эритаж" в 2012 году был стенд на Design Miami Basel). Само присутствие на этой ярмарке, где представлены лучшие образцы мирового дизайна, говорит само за себя», - рассказала Краснянская.

Однако, по ее мнению, несмотря на проведение нескольких выставок, на данный момент существует серьезная проблема - недостаток серьезных исследований по этой теме. В этой связи "Эритаж" занимается подготовкой книги и документального фильма. "Благодаря им можно будет понять, с одной стороны, самобытность советского дизайна, его тесное сплетение с контекстом отечественной истории, а с другой стороны - провести параллели с тенденциями в западном дизайне ХХ века", - заключила собеседница агентства.

В общей сложности на выставке можно увидеть около 200 экспонатов из музейных и частных собраний, которые демонстрируются в контексте архитектуры, представленной проектной графикой и фотографиями.

Все новости >