«Изменения характерные для тех, кто хочет, чтобы зритель к ним шел»
Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина обновил экспозицию шедевров своего собрания - картин Моне, Дега, Ван Гога и других импрессионистов и постимпрессионистов. Это сделано впервые после переезда этой экспозиции из главного здания музея в Галерею искусств стран Европы и Америки (2006). Об этом рассказала журналистам директор музея, преподаватель программы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Марина Лошак.
«Такие изменения характерны для всех музейных институций, у которых есть постоянные экспозиции и которые хотят, чтобы зритель к ним шел, несмотря на то что он бывал в музее уже не единожды», - сказала Лошак. Например, по ее словам, в лондонской галерее Тейт Бриттен постоянная экспозиция меняется каждые полгода: что-то перевешивается, что-то достается из запасников. Такая ротация в Пушкинском обусловлена строительством Музейного городка и переездом коллекции в бывшую усадьбу Голицыных. В результате в Галерее искусств стран Европы и Америки Пушкинского музея для проведения временных выставок освободили первый этаж, из-за чего из постоянной экспозиции пришлось убрать почти 90 произведений.
Остальные залы покрасили в новый, жемчужно-серый цвет и пересмотрели принцип развески картин. В частности, произведения каждого значительного художника экспонируются теперь в отдельном зале, как, например, Клода Моне и Поля Сезанна. В то же время несколько работ Ван Гога и Поля Гогена конца 1880-х находятся сейчас в одном пространстве, и это не случайно: в 1888 году художники работали вместе в Арле.
Для того чтобы понять все взаимосвязи, хорошо разбираться в искусстве не обязательно, отметила директор музея: во-первых, подписи к картинам стали более подробными, во-вторых, в ближайшее время в музее заработают сменные мини-выставки образовательного характера. «Мы уже получили специальные витрины, в которых можно будет увидеть и прочесть рассказы о том, как, например, выставляли импрессионистов в начале ХХ века, что могут открыть научные исследования и реставрация, посмотреть на Францию глазами русского путешественника», - рассказал хранитель коллекции импрессионистов и постимпрессионистов Алексей Петухов.
Некоторые из представленных в экспозиции произведений - это так называемые перемещенные ценности, оказавшиеся в СССР после Великой Отечественной войны. Музейщики секрет из них не делают и, если о той или иной картине есть достаточно информации, указывают ее на подписях. Однако большая часть экспозиции - произведения, купленные во Франции предпринимателями Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Несмотря на то что приобретали они одних и тех же художников, собрания у них получались со своим характером, поэтому отдельная тема в обновленной экспозиции отражает коллекционерские вкусы меценатов.
Присутствовавшая на вернисаже президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова снова высказала идею воссоединения в Москве коллекций этих меценатов, поделенных после ликвидации Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) между Эрмитажем и ГМИИ имени Пушкина, и посетовала, что в свое время этому вопросу уделили недостаточно внимания. Однако, как уже было решено несколько месяцев назад, собрания Щукина и Морозова будут существовать вместе в виртуальном пространстве. Концепция сетевого ГМНЗИ была одобрена в присутствии министра культуры Владимира Мединского в декабре, а заработать он должен ближе к лету, сообщает ТАСС.