Новости
Выбор факультета
27 марта 2015

«Современники будущего»

Кураторы, преподаватели факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Мария Насимова и Иосиф Бакштейн и Григорий Казовский сделали выставку работ, которыми еврейские художники поучаствовали в авангарде и неофициальном искусстве СССР, пишет Коммерсант.

На выставке "Современники будущего" есть один классный сюжет и много-много хаоса. За интересную историческую часть отвечает здесь искусствовед Григорий Казовский, спец по раннему еврейскому авангарду, особенно киевскому. Он написал множество статей о ныне почти забытых художниках, входивших в основанную в 1918 году киевскими евреями организацию под названием Культур-Лига. Деятели Культур-Лиги занимались распространением передовых идей в искусстве как на культуру местечек, постепенно уходивших в прошлое после отмены черты оседлости в 1915 году, так и на передовую интеллигенцию, ничем не отличающуюся по консерватизму вкусов от великороссов. Художественная секция Культур-Лиги, богато представленная на выставке,— сплошь гении или по крайней мере интересные художники. Тут начинал Александр Тышлер, основатель проекционизма Соломон Никритин, экспериментировал — и очень удачно — с кубизмом в трех измерениях Иосиф Чайков, автор знаменитых "Футболистов" из Третьяковской галереи. Другие авторы Культур-Лиги подобной известности не добились, но их работы на "Современниках будущего" выглядят необходимым для каждого поклонника авангарда заполнением лакун. Благо и теории, которыми они объясняли обращение к беспредметной и футуристической по сути форме, весьма отличаются от обычной авангардной установки на всеобщий язык и взаимопонимание без границ. Еврейские художники, наоборот, видели в абстракции повод поговорить о национальном, ведь цвет и особенности живописных изгибов — почти орнамент, а орнамент выражает дух народа. Конечно, были и художники, увидевшие в авангарде выход за пределы, как, например, Эль Лисицкий, начинавший с графики о местечках и еврейском колорите в духе Шагала. Почти неизвестные российскому зрителю работы художников Культур-Лиги Сарры Шор, Ниссона Шифрина и Иссахара Бер-Рыбака складываются в важную грань, преломляющую основной луч авангардного поиска начала прошлого века.

Все, что дальше,— в основном случайный набор вещей от авторов нужной кураторам национальности. Снова звучит термин "второй авангард", который надо давно сдать в утиль: авангард, как и раки, бывает только первой свежести. Никаких оснований считать себя продолжателями авангардного проекта у андерграунда не было — впрочем, большинство и не пыталось, относясь к нему, наоборот, критически за ангажированность советской властью. Безусловно, без Михаила Гробмана, самого последовательного сиониста в советском подполье, обойтись нельзя. Библейская графика Дмитрия Лиона тоже уместна. А вот последовательное, специальное исключение некоторых авторов объяснить нельзя ничем. Тут нет Гриши Брускина, много работавшего с книжной культурой, Торой и каббалой. Нет и Юрия Лейдермана, одного из тончайших концептуалистов, специально занимавшегося и своим прошлым, и вопросом смешения культур, актуальным для еврейства. Нет, наконец, живописца Александра Ройтбурда, технически близкого Фальку (он есть) и сюжетно, пусть и отчасти, Шагалу. Ройтбурда, кстати, даже иногда причисляют к так называемому трансавангарду — чем не повод? И если уж начали с Киева, который во времена Культур-Лиги, кстати, был столицей независимой Украинской Народной Республики, то сам Б-г велел закончить одесситами Лейдерманом и Ройтбурдом. Но чего-то не хватило — то ли политической воли, то ли сил бороться с инерцией, благодаря которой у нас в каждой бочке одни и те же затычки: Кабаков, Пепперштейн, Булатов. 

Все новости >