Новости
13 апреля 2015

«Художник должен атаковать всё, в том числе и самого себя»

15 апреля в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Гоголевском бульваре откроется первая ретроспектива Владимира Немухина и Лидии Мастерковой — лидеров советского неофициального искусства, участников легендарной «бульдозерной выставки» в Беляево, разгромленной в 1974 году, членов «лианозовской школы». На выставке, посвященной Немухину, покажут более 120 его произведений разных периодов, а Мастеркова будет представлена ранними работами в духе лирической абстракции. Куратор выставки искусствовед Андрей Ерофеев рассказал «Газете.Ru» об основной идее экспозиции, возрождении абстракционизма во время «оттепели», отношениях искусства и власти и запретах.


«Это не исповедь гонимых, загнанных в подполье маргиналов»

Несколько стандартный вопрос: как вы представляете концепцию выставки?

Новая интерпретация творчества Немухина и Мастерковой — известных художников, входящих в круг основателей советского неофициального искусства. Для меня важно, что их творчество — не художественный ответ на те трудновыносимые социальные условия, в которые поставила свободных художников советская власть. Это не исповедь гонимых, загнанных в подполье маргиналов. И тот, и другой автор преодолевают комплекс «отделенности от мира», столь присущий нашей культуре, и заявляют себя участниками общемирового художественного процесса. Кроме того, де-факто оба автора отрицают безальтернативность «социалистического реализма». Для них русское искусство ХХ века начинается абстракцией и (вынужденно в эмиграции) продолжается ею. Они же свою задачу видят в возвращении этой традиции на родину в момент, когда это стало возможно, то есть после смерти Сталина.

Мастеркова удерживала эти позиции весь «московский период» своего творчества, то есть до середины 1970-х годов. Что же касается Немухина, то он остался им верен до сегодняшнего дня. Он единственный русский художник второй половины ХХ века, который прошел все стадии послевоенного развития мирового абстрактного искусства. Первая стадия — это лирическая абстракция, которой Немухин занимался с конца 50-х и до середины 60-х годов. Потом он перешел к конкретному искусству, в котором исчезает изобразительная иллюзия, возникает работа с материалом, подбором материалов, фактурами, поверхностями, а картина выступает как предмет, на котором собраны другие предметы, формирующие композицию. Третий период стал периодом геометрической абстракции, которая отсылает к формам беспредметного искусства, существовавшим в мире (и в России) в начале XX века. Западная абстракция завершилась как раз на нео-гео, на геометрии, так что Немухина можно назвать типичным представителем этого направления.

Почему вы выделили Мастеркову в отдельную выставку?

Потому что Мастеркова и Немухин — это не тандем, а два независимых и очень разных художника, хотя и существующих в рамках одного вида абстракции. Мы ограничиваем показ работ Мастерковой «московским периодом» потому, что — как это ни парадоксально на первый взгляд — ее эмиграция во Францию способствовала ее превращению из западника и космополита в художника локального российского направления «метафизического искусства», далекого и даже враждебного тому, что происходит на иностранной арт-сцене. Кстати, эта метаморфоза очень типична для эмигрантов.

То есть Немухин шел по стопам западных абстракционистов?

Да. Но надо увидеть и оценить разницу между осмысленным движением в фарватере направления, которым отмечено творчество Немухина, и внешним копированием приемов, которое часто встречается в работах художников-шестидесятников, заразившихся на рубеже 1950–1960-х годов модой на запрещенную в СССР абстракцию. В «оттепельный» период многие пытались делать что-то похожее на работы Джексона Поллока или Виллема де Кунинга, картины которых в 1959 году показали на американской выставке в Сокольниках.

Немухин же постарался воспринять дух абстрактного искусства, а не внешнюю стилистику. Он еще в 1940-е нашел в антикварном магазине трактат Кандинского «О духовном в искусстве» и был сориентирован на то, чтобы создавать искусство не тематическое, альтернативное концепции соцреализма. Он полагал, что искусство следует очистить от всех привнесенных элементов — идеологических, литературных, автобиографических, экзистенциальных. Он очень быстро вышел к проблематике, которая в те годы развивалась в Европе и в Америке.

Читать дальше...

Все новости >