Новости
Выбор факультета
22 апреля 2015

«Инновация» - 2014: итоги

Международное жюри X Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» вчера объявило победителей, сообщает Артгид. В номинации «Новая генерация» премия присуждена перформансу «Смерть Тарелкина» и его создателям: выпускнице факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Вере Коняшовой, Евгении Долининой, Александру Лещеву, Марине Рагозиной, Марии Сокол (сценарий, режиссура, видеоарт), Роману Кутнову (музыка) и Глебу Нечаеву. 


Вера Коняшова

В перформансе, созданном по классической пьесе Александра Сухово-Кобылина и исполненном солистами труппы Театра «Балет Москва», сюжет о чиновнике, имитировавшем собственную смерть, трансформируется в современную историю Эдварда Сноудена, раскрывшего факт слежки спецслужб США за гражданами других государств. По свидетельству создателей спектакля, «если рассматривать действия Сноудена с точки зрения искусства, то его акция — один из лучших проектов медиа-акционизма XXI века». Проект номинирован Новой сценой Александринского театра, Санкт-Петербург.

В номинации «Кураторский проект» победителем стала site specific выставка «Сигнал» Петра Белого и Александра Теребенина, состоявшаяся летом 2014 года в заброшенном помещении бывшего конструкторского бюро «Сигнал» в Санкт-Петербурге. По словам художественного критика Арсения Штейнера, на выставке «удалось соединить в хорошо сохранившихся кабинетах советского НИИ несколько поколений работающих в разных медиа петербуржских художников, от Семена Мотолянца до Юрия Никифорова, и выстроить душераздирающий портрет локальной арт-сцены, подчеркнув специфически питерский lifestyle: нищету материала и неограниченную свободу его романтической трансформации». Выставка номинирована региональной общественной организацией Navicula Artis.


Фрагмент экспозиции выставки «Сигнал»

В номинации «Региональный проект современного искусства» победили Евгений Стрелков и Андрей Суздалев, кураторы передвижной выставки «Ниже Нижнего: новейшие опыты околоволжского краеведения», показанной на протяжении 2014 года в выставочных залах Казани, Кирова, Ижевска, Чебоксар, Ульяновска, Саратова и Энгельса, Тольятти. По словам кураторов, «проект основан на одноименной книге Эдуарда Абубакирова, Евгения Стрелкова и Вадима Филиппова, написанной в жанре псевдокраеведения: реальные факты соседствуют с мистификацией с целью доведения до абсурда расхожих мифов и обыденных клише локальной истории. Выставка имитирует экспозицию условного краеведческого музея с экспонатами в чем-то привычными, а в чем-то совершенно неожиданными, и включает художественные объекты и инсталляции, графику (плакаты, афиши, карты и чертежи) и медиа (анимационные ролики, видео). Выставка сопровождалась параллельными программами, включающими лекции, мастер-классы, видеопоказы, круглые столы и концерты». Проект номинирован Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства.


Вид экспозиции выставки «Ниже Нижнего: новейшие опыты околоволжского краеведения»

В номинации «Теория, критика, искусствознание» победа присуждена двум номинированным изданиям: философ и антрополог Игорь Чубаров получил приз за научное издание «Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда», а Анна Романова и Галина Метеличенко награждены за научно-исследовательское издание «Острова Юрия Соболева».


Вручение премии Игорю Чубарову, Анне Романовой и Галине Метеличенко 

«Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда» — антропологический анализ феномена русского левого авангарда через обращение к понятию «коллективной чувственности», опубликованную Издательским домом Высшей школы экономики. Монография, работа над которой велась семь лет, рассматривает левый авангардный проект в искусстве 1910–1920-х годов в России в контексте социального революционного эксперимента большевиков, обращаясь, среди прочих, к таким темам и сюжетам, как беспредметное искусство и комфутуризм, производственное искусство и литература факта, становление научного искусствознания в 1920-е годы. «Проблематизация и переопределение границ или даже разрывов поэтического и политического, закрепленных в буржуазной культуре и науке, нашли свой благодатный материал в опытах производственного искусства, конструктивизма и фактографии, в которых традиционные оппозиции сакрального и профанного, художественного и утилитарного, агитации и фикции, вымысла и факта были децентрированы и продуктивно сняты на уровне производства самих вещей — художественных произведений левого русского авангарда. Этим последний нам сегодня и интересен» — пишет автор в предисловии к книге. Издание номинировано Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».


Фрагмент экспозиции в Stella Art Foundation, Москва

В главной номинации «Произведение визуального искусства» победу одержала Ирина Корина с проектом «Припев», показанным в Stella Art Foundation в Москве весной 2014 года. Инсталляция/серия объектов «Припев» была номинирована также на премию Кандинского-2014, и в каталоге премии описана так: «Проект образует густую выставочную среду, в основном составленную из крупных динамических объектов. В них непременно что-то кружится, вращается, полощется, вздымается и оседает — рождая ощущение заразительно патетической бессмыслицы. Но этот пафос не в силах замаскировать ущербности, какого-то не подлежащего огласке секрета: безнадежно выцветшей ткани у зонта-колокольчика пляжного кафе, еще вчера столь приятного глазу, или же тоскливого бюрократизма офисно-мебельной конструкции беседки, которая, прикидываясь каруселью, с наигранной беззаботностью продолжает трясти своими пестренькими драпировками. А стоит заглянуть вовнутрь, того и гляди наткнешься на что-либо совсем уж нелепо-дикое». Сама же Ирина Корина пишет о своем проекте: ««Куда мы попали, где оказались? Слышится знакомая завораживающая песня. В песне есть буря, которой нет, искусственно созданная, но как настоящая. И возникает бессмысленная, утопическая надежда на то, что все может меняться… С другой стороны, это заранее известное, зацикленное меланхолическое действие — как припев, каждый раз успокоительно повторяющийся. Где все новое — уже заведомо старое. Это как явная плачевность и тоска курортных декораций, в которых, тем не менее, всегда остается то непонятное и необъяснимо притягательное, куда никогда не удастся проникнуть. Там — обещания грядущих событий, о которых мы знаем все заранее и которые уже видятся, как прошедшие. Это гипнотизирует меня» (Премия Кандинского. Выставка номинантов. Каталог. М., 2014. С. 32). Проект номинирован на «Инновацию» Фондом поддержки культуры Stella Art Foundation.

Обо всех внеконкурсных номинациях можно прочитать здесь.

Все новости >