Новости
Выбор факультета
12 мая 2015

Лекторий на выставке «Великие модернисты»

15 мая – в день памяти Казимира Малевича – Artplay открывает лекторий, посвященный знаменитому художнику и русскому авангарду в целом. Лекции будут проходить по вечерам в аванзале выставки "Великие модернисты" и будут бесплатны для посетителей выставки. В числе лекторов ведущие искусствоведы, специализирующиеся на творчестве Казимира Малевича. 

Место проведения: улица Нижняя Сыромятническая, 10, строение 2, вход 2А, 2 этаж. Посещение бесплатное при наличии входного билета на выставку.

15 мая, пятница, 19.30
Александр Шумов, историк искусств, критик
«Малевич и линия красоты»

В течение бурной творческой, педагогической и исследовательской деятельности и под влиянием не менее бурных внешних обстоятельств того времени отдельные взгляды и представления Малевича нередко достаточно сильно менялись, иногда на диаметрально противоположные, но генеральная линия его концепции, его понимания искусства оставалась достаточно целостной и однозначной. Кратко она может быть условно обозначена как линия чистого эстетизма (в позитивном смысле этого термина), апологии неутилитарного Искусства, независимого ни от каких социальных, политических, экономических или религиозных аспектов, имеющего свой самоценный предмет – красоту и гармонию и свою цель – эстетическое наслаждение («приятное эмоциональное» состояние, «приятное удовлетворение чувства»). Линия классического эстетизма, которая приобрела у Малевича неожиданный поворот, вывела его к теории беспредметной экономично-минималистской живописи, в конечном счете отрицающей собственно живопись в ее традиционном бытии и переходящей в некое особое трансцендентное «измерение», открывающееся по ту сторону абсолютного «нуля».
Кроме того, Александр Шумов расскажет о материалах чудом сохранившихся, но до сих пор малодоступных. Первый раз будут представлены неопубликованные и еще не расшифрованные записки Малевича из больницы.

27 мая, среда, 19.30
Виталий Пацюков, куратор Государственного центра современного искусства 
«Прибавочный элемент Казимира Малевича как генетический код культуры»

В визуально-философской системе Казимира Малевича основным творческим принципом является феномен «прибавочного элемента». Его образность создает определенное «художественное» соответствие принципу дополнительности в теории относительности Альберта Эйнштейна. Казимир Малевич рассматривает прибавочный элемент как вирус, утверждая, что область его личных интересов располагается не на территории искусства, а в пространстве микробиологии и генетики. Революционные изменения генетических структур цивилизации, по мнению художника, происходят в результате внедрения прибавочного элемента в ткань матрицы цивилизации, впоследствии приводящие к полному перекодированию системы наших знаний и нашей культурной памяти. Вместе с тем, мерцающий «прибавочный» элемент и его возможные сдвиги в сторону естественного человеческого поведения, к органике прошлого заставили Казимира Малевича обратиться к Даниилу Хармсу с призывом – «Идите и останавливайте прогресс!». В рамках вечера будет рассмотрена творческая эволюция Казимира Малевича в научных парадигмах 20 столетия.

9 июня, вторник, 19.30
Станислав Шурипа, художник, куратор 
"Модернизм: человек и машина"

В конце XIX - начале XX вв. культура и общество переживали настоящую революцию. В то время каждый год приносил в повседневность новые достижения — граммофоны, кинотеатры, пишущие машинки, электричество, самолеты, телефоны, рентген. Новые вещи несли с собой эйфорию от новых возможностей, но и тревогу, ощущение утраты корней. Все чаще машина оказывалась не послушным инструментом человека, а наоборот, подчиняла себе людей с помощью массового производства, обесценивавшего все индивидуальное.
Именно в это время начинают рваться связи между реальностью и ее изображением на холсте. Художники часто объясняли это прямым влиянием успехов науки и техники: фотография стала основным способом создания документального изображения, живопись же стали считать способом создания уникальных объектов. Основной проблемой стал не изображаемый предмет, а сам способ создания изображения (не «что», а «как»). От художника теперь ждали не демонстрации владения общепринятой техникой, а изобретения собственной уникальной манеры. Задача живописца — не добиться сходства с реальностью, а завлечь взгляд организованными определенным образом пятнами и линиями.  

Все новости >