Новости
Выбор факультета
02 июня 2015

Приглашаем на лекцию Зельфиры Трегуловой (ВИДЕО)

Во вторник, 2 июня, в учебном центре бизнес -школы RMA (улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 12) пройдет лекция директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой для студентов факультета "Арт-менеджмент и галерейный бизнес". Тема: "Музейное дело". Начало в 19.00. Аудитория: Arp. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с интервью Зельфиры, которая она дала сайту The Village в марте 2015 года, через месяц после назначения на пост.

Как сделать «Чёрный квадрат» популярнее «Утра в сосновом лесу»

В феврале в Третьяковской галерее сменилось руководство — Ирина Лебедева была уволена после шести лет работы из-за ряда претензий. На её место назначена преподаватель факультета "Арт-менеджмент и галерейный бизнесЗельфира Трегулова — специалист по русскому авангарду и искусству XX века. Прежде она возглавляла музейно-выставочное объединение «Росизо», а до этого 11 лет проработала в Музеях Кремля. Она курировала такие громкие международные проекты, как «Палладио в России. От барокко до модернизма» в венецианском музее Коррер, выставку «Россия» в Музее Гуггенхайма, «Амазонки авангарда» в Берлине, Бильбао, Венеции, Нью-Йорке и Лондоне. The Village выяснил у Зельфиры Трегуловой, что будет со зданием на Крымском Валу, почему «Чёрный квадрат» не стоит печатать на конфетных фантиках и будет ли в России когда-нибудь музей Малевича

О неизвестном здании Третьяковки

И вы, и ваша предшественница Ирина Лебедева — специалисты по авангарду, по XX веку. Значит ли это, что искусство XX века сейчас станет для Третьяковки приоритетным?

Я думаю, что развиваться должно и здание в Лаврушинском переулке, и здание на Крымской набережной. Просто, наверное, в моих интервью, которые я давала с момента назначения, Крымская набережная звучала намного чаще в силу того, что ситуация там нуждается во вмешательстве и принятии каких-то действительно серьёзных и радикальных мер. Не секрет, что здание на Крымском Валу посещается в основном тогда, когда там организуются большие выставки (Левитана, Васнецова, Головина, Гончаровой или последняя выставка Костаки). На прошлой неделе мы открыли выставку гиперреализма (художественное течение, основной приём которого — изображение, переданное с фотографической точностью. — Прим. ред.), и никто не ожидал, что форма подачи и сам проект будут такими интересными, интригующими, заставляющими о многом задуматься.

Посещаемость нового и старого здания разная?

Совершенно верно. До сих пор очень мало людей знает, что, например, «Чёрный квадрат» Малевича хранится в Третьяковской галерее на Крымском Валу, и очень мало знает, что это здание Третьяковской галереи. Даже сейчас, когда я разговариваю с кем-то, вполне образованные люди мне говорят: «Ну там же ЦДХ!» Я говорю: «Помимо ЦДХ там же Третьяковская галерея!» Сейчас сделаны медиафасады, сделана мультимедийная выставка, представляющая 22 шедевра русского искусства XX века из собрания Третьяковской галереи на Крымском Валу. Я думаю, что это должно привлечь внимание людей, во-первых, к XX веку, во-вторых, к самому факту, что там находится Третьяковская галерея.

Наверное, так получается потому, что в Третьяковку в Лаврушинском привыкли ходить и иностранцы, и приезжающие в Москву русские туристы.

Если у тебя два дня на Москву и у тебя в планах Музеи Кремля и Третьяковка, то, естественно, люди пойдут в здание в Лаврушинском переулке. И туристические компании, конечно, в первую очередь предлагают экскурсии в основное здание. Я думаю, что здесь тоже есть достаточно серьёзные резервы работы. Сами иностранцы бывают разные: есть иностранцы, которые приезжают в Москву и говорят: «Мне, пожалуйста, импрессионистов в Пушкинском и авангард на Крымском Валу». Приходят туда в промежуток между большими выставками, за два часа натыкаются на пять человек, гуляющих вместе с ними по залам, и задают вопрос: «Почему?» Хотелось бы, действительно, ответить на этот вопрос и найти решение: как сделать так, чтобы люди стали туда приходить и поняли, что этот период в истории отечественного искусства — один из самых значимых и выдающихся и что искусство авангарда, да и всё искусство XX века в Советском Союзе и в России — это то, что достойно самого пристального внимания и чем можно гордиться. Причём речь идёт не только об авангарде: какое-то время назад наблюдался очень серьёзный всплеск интереса к искусству соцреализма, который воспринимается уже не как идеология в картинках, а как художественный феномен своего времени.

Эти выставки имели феноменальный успех на Западе и курировались лучшими кураторами. Мне тоже довелось поработать над такими проектами, и могу вам сказать, что количество посетителей было огромным, исчислялось сотней тысяч человек и каталоги по 5 тысяч экземпляров продавались до окончания выставки. В последние годы наблюдается интерес к российскому искусству 1960–1970-х годов. Пример этого — прошлогодняя выставка Виктора Попкова, которую мы делали в Москве, в Венеции и в Лондоне, и она всюду вызывала очень большой интерес. Оказалось, что этот художник (которого считали хорошим официальным советским художником) на самом деле мало что имеет общего с официальной идеологией: это очень крупный мастер, который говорил о всём больном и страшном, что было во второй половине XX века очень интересным художественным языком. Поэтому я считаю, что внимание должно уделяться и Лаврушинскому переулку, и зданию на Крымском Валу не в силу того, что я занимаюсь авангардом или XX веком, а в силу того, что Крымский Вал нуждается в пристальном внимании и срочных мерах. А здесь (в Лаврушинском переулке. — Прим. ред.) мы тоже будем вести работу, которая будет направлена на изменение инфраструктуры, входной зоны, привлечение внимания людей к Лаврушинскому переулку. Например, ты выходишь из метро «Третьяковская» и не очень понимаешь, куда идти.

Это правда: метро называется «Третьяковская», а где эта самая Третьяковка — не всем очевидно.

Мы будем эти вопросы решать и делать активные видимые знаки-навигацию. Понятно, что строительство нового здания в Лаврушинском переулке будет кардинально менять историю. Работая над этим проектом, мы пришли к выводу, что имеет смысл сделать этот фасад, который будет выходить на Кадашевскую набережную и будет виден со стороны Болотной площади, знаковым. Тем более что архитектура Сергея Чобана чётко обозначает, что перед вами здание Третьяковской галереи.

А проект уже утверждён?

Конечно, он был утверждён ещё в 2013 году. Это здание, его фасад может стать афишей и главной входной зоной в Третьяковскую галерею, ведь не секрет, что все автобусы останавливаются на Болотной площади, и люди по пешеходному мосту переходят уже к Лаврушинскому переулку.

Когда планируется построить новое здание Третьяковки?

В 2018 году.

Читать далее…

Дополнительные материалы по теме:

«Выставка должна начинаться с яркой и оригинальной идеи» - отчет о занятии, которое Зельфира Трегулова провела для студентов RMA;

«Мне нравится, когда кураторы позволяют искусству высказываться самому» - интервью The Art Newspaper;

Бонус: Видео. Зельфира Трегулова в эфире телеканала "Россия 24"

 

Все новости >