«Активности меньше, но крупных покупок больше»
Christie's по-прежнему связывает большие надежды с российскими покупателями, несмотря на нынешние экономические трудности в РФ, заявил в интервью РИА "Новости" всемирный президент аукционного дома Йохан Пулкканен.
Меньше, но лучше: По словам Пулкканена, российские покупатели сейчас действительно чуть менее активны, чем еще пару лет назад, однако президент Christie's не спешит делать какие-то однозначные выводы. «В последний год, на фоне всех экономических трудностей российские покупатели стали вести себя чуть спокойней, несколько коллекционеров, которых мы хорошо знаем, сейчас не так активны, как раньше. Но я бы не стал делать какие-то более широкие заключения», — отметил всемирный президент Christie's. Пулканнен подчеркнул, что если несколько лет назад больше говорилось о количестве произведений, купленных россиянами, то теперь речь, скорее, идет о качестве.
«Россияне по-прежнему активны, когда дело касается ключевых художников, которые их интересуют: Алексея Явленского, Натальи Гончаровой, Ильи Репина, крупных работ крупных художников. За последние пять-шесть лет российские коллекционеры стали гораздо более определенны и избирательны в том, что они ищут. То есть активности меньше, но крупных покупок больше», — считает он.
Пулкканен сказал, что рассчитывает на активность россиян на предстоящих во вторник вечером торгах произведениями импрессионистов, а также на июльских торгах работами "старых мастеров". «Сегодня, думаю, российские покупатели будут довольно активны, солидное их количество уже проявляло интерес к сегодняшним торгам. Тем более что в Нью-Йорке на торгах полотнами импрессионистов примерно 20 процентовпокупателей и участников были россиянами. Также коллекционеры из России проявляли интерес и к последующим аукционам, в том числе, к старым мастерам», — отметил он.
Широкие интересы: Еще одно важное свойство российских коллекционеров — широта интересов, заявляет Пулкканен. «Российские коллекционеры покупают во всех категориях. Они покупают в семи-девяти различных категориях. Это, разумеется, русское искусство, но и серебро, декоративно-прикладное искусство, "старые мастера", мебель, Фаберже», — пояснил он. Президент Christie's отметил, что для российских клиентов очень важно происхождение того или иного художника. «Если говорить о 20 веке, то Марк Шагал, Василий Кандинский, Алексей Явленский долгое время считались немецкими или французскими художниками. Однако их истинное происхождение хорошо известно, и это также важно для российских клиентов», — сказал Пулкканен.
Он отметил, что вообще широта интересов коллекционеров — это тенденция последних лет, и аукционные дома должны учитывать ее, формируя списки лотов. «Мы стали проводить много аукционов параллельно, собирать различные направления и эпохи искусства на одних торгах. Многие коллекционеры, придя за одними работами, вдруг начинают интересоваться другими произведениями и художниками. Потом, есть молодое поколение коллекционеров: 28-35 летние люди, поверьте мне, совершенно иначе смотрят на искусство. И мы должны удовлетворять их потребности тоже, у них довольно эклектичные вкусы», — убежден президент Christie's.
«Русские торги»: неудача, но и не провал: Отвечая на просьбу прокомментировать не самые радостные результаты недавних "русских торгов", когда топ-лоты — картины Айвазовского, Рериха и Машкова — проданы не были, Пулкканен отметил, что, хотя в полной мере удачными торги называть нельзя, считать их провалом тоже не приходится. «Мы не очень хорошо выступили, но все зависит от того, что имеется в наличии. Трудно собрать торги из 300-400 невероятных работ. Мы зависим от продавцов тоже, их иногда нужно уговорить расстаться с тем или иным произведением, а это не всегда удается», — пояснил всемирный президент Christie's.
Июньские "русские торги" в Лондоне прошли на фоне международного скандала вокруг работы Ивана Айвазовского "Вечер в Каире" и новостей о неудавшейся продаже большинства главных лотов. За считанные дни до торгов МВД РФ заявило о том, что работа Айвазовского, эстимейт которой составлял 1,5-2 миллиона фунтов стерлингов, была украдена в 1997 году из частной коллекции. В связи с этим ведомство по линии Интерпола направило запрос в правоохранительные органы Великобритании с требованием снять картину с торгов Sothebys.
Пулкканен подчеркнул, что несмотря на непроданные топ-лоты, "русские торги" принесли и хорошие новости. Самым дорогим лотом торгов стала работа Нико Пиросмани "Арсенальская гора ночью", проданная за 962,5 тысячи фунтов стерлингов при эстимейте в 800 тысяч — 1,2 миллиона фунтов стерлингов. «У нас была вполне хорошая неделя, декоративно-прикладное искусство было продано вполне удачно, что касается живописи, нам удалось добиться нескольких мировых рекордов. Нам, может быть, не удалось собрать настолько хорошие произведения, как в предыдущие годы, но мы по-прежнему номер один на рынке, и мы достаточно комфортно себя ощущаем», — подчеркнул Пулкканен.
Планы на будущее: Christie's, по словам Пулкканена, продолжит активно заниматься спонсорскими проектами в России и работать с российскими музеями. «В феврале мы открыли новое помещение Christie's в Москве с хорошим пространством для выставок. Мы очень заняты спонсированием различных выставок, в качестве примера приведу выставку Генри Мура в Кремле», — напомнил президент аукционного дома. «Недавно я здесь, в Лондоне, проводил благотворительный аукцион в пользу Эрмитажа, в Спенсер-хаусе. Сейчас много происходит между Christie's и российскими музеями, и Christie's и коллекционерами», — добавил он.