Новости
Выбор факультета
26 июня 2015

«Рынок должен оставаться рынком»

«Афиша-Город» поговорила с командой Stay Hungry, которая этим летом придумает новую жизнь Даниловского рынка, в связи с чем горожане испугались, что там теперь будут сплошные вечеринки с бургерами вместо персиков и баранины.

Зачем вообще что-то менять

Всех волнует очень простой вопрос. Кажется, на Даниловском и так все хорошо — зачем тут что-то менять?

Анна Бичевская, куратор проекта, соавтор Stay Hungry, шеф-редактор I Know Travel: Я покупаю продукты на Даниловском уже лет семь. Безусловно, в последние годы он из сумрачного колхозного рынка стал чистым и комфортным. Отчасти даже слишком хипстерским — тут еще до нашего прихода обозначилась вся эта стилистика: зонирование пространства, велопарковки на входе, черные доски с меловыми подписями (перемены на Даниловском начались в 2011 году, «Афиша» делала об этом подробный репортаж. — Прим.ред.). Рынок стал наряднее, но при этом остался демократичным — цены поднялись только после ситуации с санкциями, а в сезон все продолжает быть доступным. Все это здорово, но рынок пока не стал местом, куда ты едешь на весь день или где ты можешь решить все вопросы, связанные с хорошими продуктами. Ты все так же вынужден мотаться по разным магазинам в поисках того или другого. Мне как человеку с отсутствием времени очень хочется иметь одно такое место, которое решает все подобные вопросы. И именно эту задачу, задачу многообразия и выбора мы и хотим решить на Даниловском рынке.  

И что вы тут делаете? 

Бичевская: Объясняю. Компания Ginza взяла этот рынок в долгое управление и последовательно им занимается. Мы с этой компанией знакомы еще по парку Горького — у них давно было желание подтягивать в свои проекты молодежь. Соответственно, мы подумали, что это суперкрутая возможность сделать некий мост между большим бизнесом и малыми предпринимателями — и дать молодняку возможность занять между ними какое-то достойное место. Потому что для многих людей летние фестивали — это единственная возможность что-либо делать, потому что как только лето заканчивается, они уходят в небытие. И наша стратегия по проекту «Даниловский рынок» очень совпадает с давним желанием иметь постоянное место для маркетов и прочих мероприятий, связанных с едой.

А у вас какая, если вкратце, задача? Сделать так, чтобы сюда по выходным приезжали всякие бездельники и бесконечно тут под музыку ели? 

Станислав Кузнецов, куратор проекта, бывший сотрудник института «Стрелка»: Мы не против бездельников, но не в этом суть. Рынок должен оставаться рынком — но при этом стать еще одним городским пространством, где человек может проводить свое свободное время. Мы сейчас не можем себе позволить потратить час, только чтобы купить три помидора и пару огурцов для салата. Места должны быть многофунциональными. В этом плане торговые центры, ужасные по своему характеру, задачу заполнения досуга выполняют очень здорово. В Москве есть парки и есть торговые центры, вот и все. То есть ближайшие цели у нас такие: сделать рынок не только удобным, но и интересным местом для ежедневных покупок. Запустить серии событий — например, экскурсии для тех, кто не умеет пользоваться рынком так, как супермаркетом. Провести архитектурный конкурс на реконструкцию здания и развитие территории. Придумать истории для родителей с детьми и открыть здесь несколько кулинарных школ. Ну и заняться кафе, конечно.

Алена Ермакова, куратор проекта, соавтор Stay Hungry: Пожалуйста, не надо думать, что нас сюда позвали сделать рынок беспредельно хипстерским. Нам сразу сказали: не надо тут устраивать фейерверки. Меньше всего хочется, чтобы здесь были чтение, 10 мастер-классов, потом вечеринка. Очень страшно за чередой мероприятий случайно потерять рынок. Мы должны главным образом работать над тем, чтобы продукты здесь были более качественные, чтобы стоили дешевле. 

Я, честно говоря, не понимаю, как вы можете это сделать.

Ермакова: Есть прекрасный человек Максим Попов, директор этого рынка. Он знает здесь каждого продавца и поставщика, знает, откуда какой продукт приехал, как он доставлен, как он хранится и т.д. Поэтому наша задача — вместе с Максимом на это все посмотреть свежим взглядом и с его помощью улучшить процессы. Попов — отличный управленец из команды «Гинзы», и всяческие улучшения предыдущих лет — его заслуга (два года назад Попов подробно объяснял «Афише», в каких отношениях Даниловский рынок состоит с городом. — Прим.ред.).

Ну не можете же вы ему сказать: прикажите вон той женщине торговать только желтыми овощами и фруктами, будет красиво, и еще пусть снизит цены. 

Бичевская: Для начала нужно просто убедить всех продавцов использовать ценники. Всегда. Потому что здесь тебе зачастую назначают цену в зависимости от того, как ты выглядишь. Выглядишь платежеспособно, тебе и продают подороже. Это, к сожалению, культура российских рынков. Каким еще образом мы можем влиять на людей, которые по сути платят нам за аренду? Есть, например, идея сделать лотки именно от Даниловского рынка, то есть корневые места.

Ермакова: Вот пример — стоят 10 лотков с овощами, это разные арендаторы. Соответственно, в наших силах сделать соседний лоток. Мы лично обращаемся к фермеру, без всяких промежуточных звеньев, даем ему продавца, налаживаем поставку и организуем сбыт. И можем позволить себе понизить цены в таком случае. 

Бичевская: По сути, сценариев, кроме тех, что использует Lavkalavka, не придумано. Нужно выезжать в поля и проводить работу с населением. 

А как сюда привлекать новых фермеров? Здесь же уже много фермеров, а из-за строящихся кафетериев их еще и уплотнили. 

Кузнецов: Здесь немного фермеров. Здесь много продавцов. К тому же настоящие фермеры не могут выезжать сюда каждый день, чтобы продавать здесь свою продукцию. К примеру, здесь есть Олег, который привозит прекрасные молоко и творог из Рязанской области, его семья на этом рынке уже 20 лет. Он приезжает только по вторникам, проводит на рынке 10 часов, к нему выстраивается огромная очередь. Сейчас таких историй наберется около десяти, но их должно быть больше. И для этого нужно выстраивать личный контакт с каждым из них, создавать условия. Здесь, например, есть уникальная с своем роде гостиница для приезжающих в Москву фермеров, она тоже будет реконструирована и приведена в порядок. 

Но пример с «Лавкой», которая, к слову, осенью открывает рынок в «Меге Химки», учит нас тому, что продукция русских фермеров получается совсем недешевой.

Ермакова: Тут вопрос в том, что «Лавка» берет на себя полное сопровождение, она помогает фермерам делать сертификацию, занимается всей логистикой, строит эти магазины, выпускает газету, устраивает всю эту красивую историю вокруг. Соответственно, некоторые позиции у них получаются дороже, чем в среднем по рынку.

Бичевская: История с дороговизной фермерской продукции не только в России. В Европе в лавках экопродуктов лежат мандарины размером с кулак по одному евро, условно, и маленькие, сморщенные — по четыре. 

Ермакова: Да, это может быть недозрелая хрень — зато эко.

Бичевская: То есть изжить ситуацию, при которой у тебя настоящие продукты без химикатов, будут дороже, чем на базе, скорее всего, не получится. Но у тебя будет выбор: хочешь — плати больше, и ты будешь уверен, что это продукт невероятного качества. Нет возможности, мы тебе дадим достойную альтернативу.

Читать далее...

 

Все новости >