Новости
Выбор факультета
29 июня 2015

Десять заповедей куратора

Не ошибемся, если скажем, что многие молодые люди, решившие связать свое будущее с современным искусством, на вопрос, чем конкретно они собираются заниматься, ответят: «Кураторством». Но что такое быть куратором на деле, с какими трудностями и подводными камнями сталкивается куратор и какими профессиональными принципами он руководствуется? Об этом «Артгиду» рассказала руководитель программы «Старт» на «Винзаводе», куратор Елена Яичникова.

1. Многофункциональность. Профессия куратора, пожалуй, как ни одна другая в сфере искусства, совмещает в себе область теории и практическую работу. В идеале куратор должен быть универсальным специалистом, который не только прекрасно знает историю искусства, ориентируется в искусстве современном, разрабатывает идеи и концепции выставок, но и работает над планом и архитектурой выставочного пространства, руководит монтажной бригадой, а также умеет хорошо писать и говорить. Наличие организаторов выставки и хорошего менеджера, которые берут часть нагрузки на себя, — это большая подмога, но если их нет, то куратору (особенно независимому) приходится также искать для выставки площадку и источники финансирования, вести переговоры с партнерами и спонсорами, заниматься вопросами транспортировки работ, находить подходящие технические решения. Тем не менее, каким бы универсальным специалистом куратор не был, нужно рассчитывать свои силы и не начинать большой проект в одиночку — это неподъемная задача.

2. Выставки бывают персональные, групповые, тематические, представляющие художников определенной страны или региона, временного периода или течения, связанные с конкретным местом (site-specific), архивные и др. Опираясь на ту или иную модель, нужно всякий раз стараться выйти за привычные рамки и привнести в стандартную схему что-то новое.

3. Художники. Фундаментального конфликта между художником и куратором не существует (несмотря на надуманные предубеждения, до сих пор циркулирующие в мире современного искусства), как не существует и единой модели их взаимоотношений. Каждый куратор строит отношения с художниками по-своему в зависимости от своих намерений, темперамента, этических представлений, компетенции, профессиональной позиции, должности, статуса и других параметров. В любом случае куратору нужно уметь общаться с художниками, обсуждать их произведения, понимать намерения и методы работы, что позволяет находить подходящие выставочные решения, которые не исключают нового взгляда на творчество художника и нового прочтения известных работ.

4. Никогда не работайте с художником, в чьих работах вы не уверены, — это верный источник конфликтов. Никогда не работайте с художником, который не доверяет вам как куратору, — заинтересованность в совместной работе должна быть обоюдной. Никогда не выставляйте произведение художника без его согласия, даже если технически это возможно. Никогда не заявляйте имя художника среди участников выставки раньше, чем получите его согласие.

5. Гонорары. Как правило, если художник создает для выставки новую работу, ему полагается гонорар. Исключением является ситуация, когда выставка осуществляется с минимальным бюджетом, который целиком идет на покрытие лишь самых основных расходов. Если же бюджет предусматривает гонорар куратору, то гонорар должен быть и у художника, который создает новую работу специально для выставки.

Читать далее… 

Все новости >