Новости
21 июля 2015

Назад в рюмочную

Эксперты предрекают исчезновение к этой осени до трети кафе, закусочных и ресторанов. «Лента.ру» решила разобраться, каким форматам общепита в условиях кризиса грозит вымирание, а каким — бурное развитие.

Запрет на курение в помещениях, продуктовое эмбарго, рост цен и снижение покупательской способности губительно сказываются на ресторанном бизнесе. С начала года в России закрылось значительно больше ресторанов, чем открылось, подтверждает Александр Орлов, президент холдинга Bulldozergroup (сети «Тануки» и «Бенвенуто», рестораны «Поехали» и «Eshak»). По его прогнозам, к осени с рынка уйдет до трети всех заведений. Прежде чем закрыть бизнес, владельцы пытаются его пристроить, чтобы получить хоть какую-то отдачу.

Как сообщили «Ленте.ру» в бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест» (купля-продажа готового бизнеса), в этом году количество таких сделок увеличилось на 18-20 процентов. За месяц 30 точек общепита (рестораны, кафе, столовые, бары) по всей России меняют владельцев, — и это только те сделки, что проходят через «Альтера Инвест». Эксперты отмечают падение средней стоимости объектов: большая часть точек реализуется по цене не выше 3 миллионов рублей. «Мы отмечаем большую мобильность, гибкость продавцов», — говорит Максим Новицкий, учредитель «Альтера Инвест», и добавляет, что это нормальная реакция рынка: сокращается число бизнесов «для души», происходит переориентация на другие, более востребованные проекты.

Пережить эмбарго

В первую очередь из-за кризиса страдают самостоятельные игроки рынка, чьи обороты упали почти на 20 процентов. «Ближайшее будущее для ресторанного бизнеса не слишком оптимистично — рынок перенасыщен, особенно в категории суши-баров, поэтому в 2015 году будет волна закрытий», — сообщил «Ленте.ру» Руслан Гафуров, вице-президент фуд-агрегатора ZakaZaka.

В то же время глава направления тренинга и консалтинга в Hurma Management Group Георгий Карпенко считает, что на провал обречены заведения формата «пицца-суши-русская кухня-кальяны-караоке»: «Зачем кушать пиццу среднего качества в подобном месте, когда за углом есть отличная пиццерия?»

Также непростые времена ждут премиальный сегмент, — эксперты не ожидают в ближайшее два-три года открытия больших дорогих ресторанов. «Они ориентированы не столько на местную элиту, которая по-прежнему предпочитает тратить деньги за пределами России, сколько на иностранцев. Но в связи с тем, что за последние месяцы поток въездного туризма в России сократился почти вдвое, инвестировать в такие проекты нецелесообразно», — рассуждает Александр Орлов. По его словам, те немногие заведения, что вышли на рынок в последние полгода, в целом неудачны и убыточны.

Читать дальше…

Все новости >