Новости
Выбор факультета
14 сентября 2015

РБК разбирается, сможет ли Леонид Федун окупить средства, вложенные им в строительство «Открытие Арены»

Строительство стадиона «Открытие Арена» обошлось владельцу «Спартака» Леониду Федуну в 14,5 миллиарда рублей. РБК разбирается, сможет ли предприниматель окупить самый современный стадион в России.

В начале второго тайма матча решающего отборочного матча чемпионата Европы Россия — Швеция камера «Первого канала» выхватила крупный план двух мужчин в центральной ложе переполненного стадиона «Открытие Арена», внимательно наблюдавших за происходящим на поле. Новый глава РФС Виталий Мутко был явно напряжен: российская команда вела с разницей в один мяч, и любая ошибка в обороне в игре против сильного соперника могла стать роковой. Его сосед, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, явно получал удовольствие и от игры, и от того, что важнейшее спортивное событие, к которому приковано внимание всей страны, происходит на построенном им стадионе.

В день игры стадиону Федуна «Открытие Арена» исполнился год. Основанный в 1922 году «Спартак» впервые сыграл матч на собственном стадионе 5 сентября 2014 года против белградской «Црвены звезды»: до этого момента у команды с огромной армией болельщиков собственной арены не было. 45-тысячный стадион у «Спартака» появился только год назад. Для владельца клуба, вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна строительство арены на месте бывшего Тушинского аэродрома было не только бизнесовой, но и репутационной задачей: за 12 лет, в течение которых он владеет «Спартаком», самый титулованный российский клуб не выиграл ни одного крупного соревнования, и болельщики «Спартака» не раз устраивали акции против Федуна, призывая того продать «Спартак».

Тем не менее Федун никогда не скрывал, что рассматривает стадион как инвестицию, которая призвана увеличить доходы клуба. В строительство арены совладелец ЛУКОЙЛа вложил 14,5 млрд руб. и рассчитывал, что собственный стадион увеличит ежегодную выручку клуба на 1 млрд руб. Спустя год после первого матча на «Открытие Арена» появилась возможность подсчитать, насколько эти ожидания оправдались.

Старые расходы

Пока у «Спартака» не было собственного стадиона, клуб был вынужден арендовать чужие арены, пытаясь покрыть расходы за счет выручки от продажи билетов и абонементов на матчи. Бывший гендиректор «Спартака» Роман Асхабадзе в интервью Forbes в 2014 году оценивал затраты на аренду стадионов в 200 млн руб. в год. Арендодателями в сезонах 2012/13 и 2013/14 годов были РЖД (стадион «Локомотив») и правительство Москвы («Лужники»). В сезоне 2012/13 «Спартак», по словам Асхабадзе, смог заработать на билетах: клуб получил 355 млн руб., играя в «Лужниках». Самые большие сборы принесли четыре домашних матча в Лиге чемпионов.

На игру с «Барселоной» с Лионелем Месси в конце ноября пришли посмотреть более 67 тыс. человек. По данным Асхабадзе, за эти четыре матча «Спартак» заработал 165 млн руб. — в полтора раза больше, чем за 15 домашних игр российского первенства. В следующем сезоне клубу удалось лишь отработать аренду — выручка от продажи билетов и абонементов составила всего 220 млн руб. Падение объясняется и тем, что большинство домашних игр команда провела на менее вместительном «Локомотиве», и неудачным выступлением команды, которая осталась без еврокубков.

К тому же две топовые игры российского первенства (против «Локомотива» и «Зенита») прошли без зрителей: клуб был наказан за поведение болельщиков, а еще одну домашнюю игру против «Терека» спартаковцам пришлось провести в Екатеринбурге из-за проливных дождей в Москве. Средняя посещаемость домашних игр «Спартака» в том сезоне составила всего 12 тыс. зрителей.

Билеты и матчи

За календарный год со дня первого матча на «Открытие Арена» было сыграно 23 матча: 18 домашних игр «Спартака», три игры сборной России, товарищеский матч с «Црвеной звездой», а также формально выездная для «Спартака» игра с московским «Торпедо», которое арендовало спартаковский сезон из-за плохого состояния газона в Раменском, где проводили свои игры торпедовцы. Еще один раз, в июне 2015 года, стадион целиком сдавался в аренду под концерт британской рок-группы Muse. Свои финансовые показатели «Спартак» не раскрывает. Коммерческий директор клуба Александр Атаманенко обещает обнародовать основные цифры в октябре. Однако и без официальной отчетности вполне можно просчитать примерную выручку клуба на основании открытой информации.

Компания Deloitte ежегодно с 1997 года публикует исследование Football Money League, в котором подсчитывает выручку 30 самых богатых клубов мира. Консолидированная выручка клубов в исследовании основана на трех составляющих — доходах за один матчевый день (matchday revenue), продаже телевизионных прав (broadcasting) и коммерческих доходах (поступления от спонсоров, продажа атрибутики и т.д.). Самые успешные клубы мира формируют топ-20. Компания также публикует список десятки «претендентов» — клубов с 21-го по 30-е место по выручке, которые год спустя могут ворваться в престижный топ.

Александр Атаманенко говорит, что стадион — это «важнейший инструмент» для того, что «Спартак» оказался в рейтинге Deloitte, признавая, что отставание пока значительное. За все 18 лет исследования ни один российский клуб не попадал в тридцатку Deloitte. Хотя в исследовании, посвященном итогам сезона 2012/13, комментируя попадание на 24-е место бразильского клуба Corinthians из Сан-Паулу с €113,3 млн выручки, исследователи подчеркнули, что финансовый взлет бразильского клуба стал возможен благодаря строительству стадионов к чемпионату мира 2014 года. С этой точки зрения, по их мнению, следует ожидать появления в топе и российских клубов, строящих стадионы к первенству мира 2018 года в России: новые арены, подчеркивают исследователи, дают возможность не только заработать на увеличении продаж билетов и атрибутики, но и увеличивают телевизионную аудиторию за счет улучшения качества картинки. Это в свою очередь привлекает рекламодателей и дает возможность лиге дороже продать телевизионные права, а клубу — заключать более выгодные рекламные контракты.

Читать дальше…

Все новости >