Новости
Выбор факультета
21 сентября 2015

Приглашаем на шоу-кейс «Фестиваль «Индюшата»

В понедельник, 21 сентября, в клубе «16 тонн» (улица Пресненский вал, дом 6, строение 1) пройдет финал музыкального фестиваля молодых независимых групп «Индюшата 2015», чьим основателем является глава музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», преподаватель факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» бизнес-школы RMA Александр Кушнир. В рамках мероприятия он проведет для студентов групп «ШБ-29» и «ШБ-30» шоу-кейс «Фестиваль «Индюшата». Начало в 19.00. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с текстом интервью, которое Александр дал порталу Dvorec.ru в 2009 году.

 

Александр, расскажите, пожалуйста, с чего началась история фестиваля «Индюшата», что ему предшествовало?

В свое время проведение музыкальных фестивалей было доброй традицией московской подпольной самиздатовской прессы. В начале 80-х первый столичный журнал о рок-музыке «Зеркало» делал квартирники, акустические концерты Гребенщикова, Цоя и других. Потом этот журнал прикрыли, а его редакция создала журнал «Ухо», впоследствии разогнанный органами безопасности. Далее был журнал «КонтрКультУра», который проводил уже не квартирники, а полноценные фестивали в домах культуры, типа ДК МЭИ. Весной 1991 года «КонтрКультУра» решила организовать большой трехдневный фестиваль под названием «Индюки» с «Инструкцией по выживанию» и «Калиновым Мостом» в качестве хедлайнеров. А поскольку у меня всю жизнь были мощные культурные связи с Украиной, очень известный харьковский человек Сергей Мясоедов, который выпускал сразу несколько самиздатовских журналов, передал мне катушку с записями украинских независимых групп, объединившихся под названием «Новая сцена». Туда вошли три команды - «Казма-Казма», «Чужие» и «Эльза». Они играли музыку независимых английских лейблов, совершенно непохожую на то, что в то время исполнялось на рок-фестивале в Подольске, на «Rock Summer» в Таллинне и «Рок-панораме» в Лужниках.

Так вот эти харьковские группы не прошли вкусовой отбор редакции! Произошло это, потому что у журнала «Контркультура» была своя жесткая идеологическая сетка, ориентированная на сибирский панк. А то, что предлагал я, было чем-то эстетским, вневременным. Я совершенно офигел от этого отказа, потому что понимал, что это музыка будущего. К тому моменту меня до боли в печенках достал русский рок, хотя было время, когда нравилась музыка протеста и я скакал на концертах «Алисы» и «Телевизора». И я очень удивился недальновидности своих партнеров и сказал, что буду делать фестиваль сам. При этом решение было принято бесконфликтно – я не выходил из состава «Индюков», где, как ни странно, у меня были функции пресс-атташе.

Кстати, расскажите, пожалуйста, о Ваших первых опытах промоутерства?

К 88 году в топ ворвалась группа «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе», которая к тому моменту записала два искрометных магнитоальбома. По-своему они были прародители «Камеди Клаб» и «Прожектор Пэрис Хилтон», только гораздо остроумнее. И так получилось, что у них слетел, какой-то клубный тур в Москве, а я приютил их у себя на съемной квартире, вследствие чего ей был нанесен непоправимый ущерб. Я тогда преподавал математику в выпускных классах, косил от армии в школе. Директор был в отпуске, и я договорился, что после шестого урока группа «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе» выступит в советской школе. Меня совершенно не пугало, что в школе нет аппаратуры, потому что я понимал, что искусство бессмертно и обязательно дойдет до сердец юных комсомольцев.

Мой дебют, как промоутера, состоялся в актовом зале московской школы №882. Выглядело это так. Группа приехала без барабанов, поэтому из пионерской комнаты были украдены все барабаны, какие только есть - так был вооружен барабанщик; с кухни школьной столовой была умыкнута крышка от большой кастрюли, в которой готовили для советских пионеров супы и бульоны; клавиши «Yamaha DX7» были подключены к колонкам проигрывателя «Аккорд» стоимостью 99 рублей. Таким образом, звук до третьего ряда с трудом, но доносился. Но, почуяв опасность, завуч по культмассовой работе поставила конкурирующее мероприятие в школьном дворе на это же время. О нем начали объявлять по колонкам в классах, начиная с первой перемены. В ответ специально обученные люди с перочинными ножиками обрезали провода во всех классах на всех четырех этажах. Поэтому в зале на группе «Водопады» был биток, а все музыканты были на удивление трезвы, потому что напиться еще не успели.

Я думаю, эти несовершеннолетние вчерашние пионеры, сегодняшние комсомольцы школьники лучше концерта в своей жизни никогда не видели, они были счастливы, а на меня смотрели как на Дэвида Боуи. На следующий день в школе был издан приказ о моем увольнении, поскольку группа закончила свое выступление композицией под названием «Жидкий стул», причем это словосочетание в припеве повторялось раз восемь. Но выгнать им меня не удалось, поскольку я сказал, что прямо сейчас напишу письмо в редакцию журнала «Аврора» о том, что администрация не пропагандирует в школе современное искусство и не поддерживает творчество лауреатов, коими они являлись, с упоминанием конкретных фамилий. И пригрозил тиражом в восемьдесят тысяч экземпляров, который тогда казался просто космическим.

А что было потом, после того как было разрушено сознание юных комсомольцев?

А потом был романтический период прятанья от армии в стенах древней Твери. У меня там было много знакомых, даже не из районного комитета комсомола, а из руин этого комитета комсомола. Там оставались неосвоенные бюджеты, поэтому два или три года подряд в Твери Дом Пионеров получал приказ от вышестоящей организации комсомола в такой-то день выдать зал под культурно-массовое мероприятие. Это были первые неробкие попытки проведения фестиваля «Индюшата», только назывался он тогда по-другому. Каждый год я привозил всякие независимые команды, в числе которых были «Восточный синдром», «Иванов Даун», «Комитет охраны тепла».

Самые сильные из тех, кто играл в Твери, были флагманами «индипендента» того времени. Музыкальной прессы не существовало, зато были всякие протокольные, самиздатовские журналы, такие подпольщики-журналисты, которые потом стали звездами теле-радиоэфиров. Так вот они и ездили на эти фестивали. А поскольку это все происходило на осколках комсомола, то аренда зала была бесплатной и деньги шли только на местную гостиницу, которую ночью музыканты планомерно уничтожали. Часа в четыре ночи начинался джем, когда гитары втыкали в телевизор «Горизонт», используя его как колонки, и начинали играть.

Расскажите, как проходил этот фестиваль? Чем он был примечателен?

Последний фестиваль в Твери в 1991 году был достаточно трагический, потому что нам вдруг вздумалось закрыть журнал «КонтрКультУра» по идеологическим соображениям. Я помню тот момент, когда было принято решение. Это был самый сильный музыкальный журнал, и я ревел напропалую, совершенно не стесняясь. Думаю, с тех пор ничего подобного мы не создали, и я в том числе. Фестиваль «Индюшата» превратился фактически в похороны легендарного журнала. С другой стороны музыка была настолько качественная, что она закрывала собой все горести. То есть это такое саморазрушение при девственности и нетронутости идеи. Люди, работавшие на студии «Салам» и выставлявшие аппаратуру, записали все, что произошло на фестивале. И я потом ходил важный, как петух, и всем дарил катушки с записями выступлений, а мои друзья, которые отказали харьковским командам, сказали, что были не правы, не взяв эти группы на «Индюки», ведь это действительно было очень круто. Но потом фестиваль еще некоторое время кочевал по разным городам…

Да, следующие «Индюшата» проходили в подмосковном Орехове-Зуево. Сюда приезжали группы со всей страны, начиная от Прибалтики и Украины, заканчивая Уралом и Сибирью. Каким-то чудом в Интернете остались ссылки на записи «Индюшат» 1992 года с выступлением группы «Шейк Hi-Fi» (сделать ссылку). Почти все ее участники уже давно поумирали от наркотиков. Они играли такой декаданс в стиле группы «Dead Kennedys». Я сейчас смотрю глазами 2009 года на этот концерт и понимаю, что ничего лучше в своей жизни я не делал – настолько их выступление смотрится современно, самобытно, драйвово, стильно и энергично. Понятно, что эти люди вели рок-н-ролльный образ жизни, они и закончили эту жизнь рок-н-ролльно. Следующим этапом был Саратов, а так как деньги были не комсомольские, а спонсорские, хедлайнером «Индюшат» 95 года стала группа «АукцЫон». Кстати, примечательно, что в Саратов не попала молодая группа «Tequilajazzz». Мы созвонились с Женей Федоровым и ничего умнее не придумали, как встретиться в толкотне станции метро «Площадь революции». Я отказал Жене, сказав, что для фестиваля «Индюшата» они слишком хороши. И это действительно было так.

Но потом наступил перерыв почти в десять лет. Почему это произошло?

Всегда, когда мы делали фестиваль, хороших групп было больше, чем мест и клубов, где можно было сыграть. А в 95-96 годах хороших групп становилось все меньше, а клубов становилось все больше. Случилось следующее - пропала актуальность, группы могли без «Индюшат» прекрасно играть. И соответственно, я занялся другими вещами и, как мне казалось, фестиваль прекратил свое существование. Вышла книга «Золотое подполье», я начал писать большую книгу «100 магнитоальбомов советского рока», затем был этап работы с группой «Мумий Тролль», Земфирой, появилась фирма «Кушнир Продакшн». И вот в 2006 году пришла огромная куча кассет и CD-R. Я разгребал это все и понял, что групп набирается на хороший фестиваль. И тут вспомнилось, что такой фестиваль уже был. Пусть он был давно, в другом веке, в СССР, а не в России, но идея все та же – показать молодые талантливые группы, которых толком никто не знает. И в 2006 году у фестиваля открылось второе дыхание.

А откуда берутся группы, которые принимают участие в фестивале?

Можно сказать, что они берутся с моего стола. Я прихожу, секретарь кладет мне новые диски, и я их добросовестно слушаю. Пластинки присылают со всех регионов, с территории всех 11 часовых поясов. И из этого мутного потока порой что-то оригинальное проскакивает. Приходится прослушивать очень много вторичной или третичной музыки, жутко неинтересной. Но, тем радостнее момент открытия, когда ты прослушал десять плохих групп, а потом находится что-то хорошее, яркость восприятия от этого еще острее становится. Какие-то группы появляются в процессе поездок. Приходится быть членом жюри массовых фестивалей в Поволжье, на Урале, на Украине, ну и смотришь, что там есть, и лучшее приглашаешь.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими ожиданиями от «Индюшат 2009»?

Я очень не хотел, чтобы на фестивале выступало 15 групп в диапазоне от Bon Jovi до «Арии», и от Metallica до Зинчука. Хочется, чтобы группы максимально далеко отходили от понятия «old school rock». Это может быть синти-поп, new wave, трипхоп, фолк, world music, безумная электроника. С мужским вокалом или с женским – это неважно. Как правило, на фестиваль попадает неотформатированная музыка, я не гарантирую, что эти группы будут звучать на радио, но то, что на клубном уровне они чудо как хороши, это точно.

Приятно, что в этом году будет два возвращения, группа «Восточный синдром», их альбом «Студия 13» вошел в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» - один из великих русских психоделических альбомов, вот посмотрим, в каком виде они существуют на данный момент. Это будет их первое выступление в Москве после 15-летнего перерыва. Еще одна группа - проект басиста группы «Воплi Вiдоплясова» Саши Пипы «@Трактор». Это такой бешеный украинский ответ группе White Stripes и если их поставить рядом на одной сцене, то из White Stripes получился бы неплохой разогрев для «@Трактора». И, конечно, много новых групп из Белоруссии, с Украины, со средней полосы России, из Москвы, из Питера.

Какие изменения произошли с фестивалем в идеологическом плане за те долгие двадцать лет, прошедшие с момента первых «Индюшат»?

Можно конечно, надувать щеки, и говорить, что многое изменилось. На самом деле, ничего не изменилось. Люблю в интервью приводить цитату Мольера о том, что никогда гениальное не было популярным, так и на «Индюшатах» часто выступают группы, которые не претендуют на стадионы. И если они не гениальны, то, как минимум, оригинальны. «Индюшата» - это не фестиваль завтрашнего дня, а скорее послезавтрашнего, и на первое место ставятся самобытность идеи и потенциал грядущий, а не коммерческий постпродакшн и обложка продукта. Поэтому я никогда не смущаюсь, что порой группы сырые и недокрученные внутри самих себя, но уже сейчас понятна траектория их движения.

Видео. Отборочный тур рок-фестиваля "Индюшата 2015"

Все новости >