Новости
Выбор факультета
16 сентября 2015

Звуки и образы 14-ой Стамбульской биеннале

14-я Стамбульская биеннале под управлением знаменитого куратора Каролин Кристов-Бакарджиев, автора последней Documenta, охватила весь Стамбул, европейский и азиатский, от Черного до Мраморного моря. Одним из лейтмотивов выставки в год 100-летия геноцида армян стала армянская тема (армянские проекты поддержал фонд Рубена Варданяна и Вероники Зонабенд Dilijan Art Initiative). И армянский подтекст делает 14-ю Стамбульскую самым радикальным жестом за всю историю этой политически острой биеннале. Подробнее – в материале Анны Толстовой, опубликованном в газете «Коммерсантъ».

Эпиграфом к биеннале, озаглавленной "Saltwater: Теория мыслеформ", служит фотография Франсиса Алюса, сделанная где-то на стамбульских островах: полный фридриховской меланхолии вид на море из-за наполовину распахнутой калитки, к которой вплотную подступают волны. Saltwater значит "морской", "соленый" — это соленые воды Босфора, это соленые слезы, это Стамбул, раскинувшийся по берегам Босфора и видевший много слез. В официальном Стамбуле не любят вспоминать о слезах, пролитых в 1915-м армянами и в 1955-м греками, но мысль многих художников-партизан обращается к этим слезам, растворившимся в водах Босфора, и порой принимает весьма актуальную форму, ведь и сейчас у границ Турции проливается море крови и слез. Теория мыслеформ, родившаяся на заре XX века, принадлежит теософам Анни Безант и Чарльзу Ледбитеру, верившим, что силой мысли можно изменить реальность. Кажется, эту веру разделяет и Каролин Кристов-Бакарджиев, но не полагается на одно лишь искусство, по обыкновению перемешивая его с рабочими материалами ученых, на этот раз Дарвина, Лакана и Штермера. Впрочем, граница между искусством и наукой зыбка, как показывают великолепные картины и дневниковые рисунки, они же лабораторные опыты и записи психоаналитика и феминистки Брахи Лихтенберг-Эттингер, выставленные в культурном центре Arter.

Камертоном к биеннале служит видео Франсиса Алюса "Тишина Ани" в культурном центре Depo. Среди выставленного реквизита набор манков, картинки из атласа птиц, обитавших в Ани, и старинная карта этой древней армянской столицы, "города 1001 церкви", некогда богатого и процветавшего, соперничавшего с Багдадом и Дамаском, а ныне стертого с лица земли — временем, землетрясениями, завоеваниями и турецкой политикой намеренной неохраны памятников. Франсис Алюс вновь работает, вернее, играет с местными детьми: рассыпавшись по руинам Ани, они свистят в манки, словно бы призывая птиц вернуться в город, к концу фильма изображение исчезает, в темноте зала остаются лишь звуки. Каролин Кристов-Бакарджиев не любит политических плакатов, "Тишина Ани" — тонкая и многозначная вещь, но трудно не прочесть ее как метафору трагедии турецких армян: их следы стерлись, но память сохраняется в шепотах и криках, в рассказах вполголоса, в преданиях устной истории.

Морская и слезная биеннале — о том, что звук переживает образ. Даже пресс-конференция превратилась в концерт, где чудно пели художники Тистер Гейтс и Адриан Вильяр Рохас. Пели и на одной из лучших групповых выставок биеннале, в бывшей Греческой школе Галаты: Гайк Айвазян, художник ливанской диаспоры, родившийся в Бейруте, вместе с хором армянской церкви Святой Троицы в Бейоглу исполнял, словно литургический гомофонный распев, шлягер турецкого поп-идола Уди Гранта, чудом пережившего геноцид стамбульского армянина, который превратил уд в джазовый инструмент. И это был гимн креолизации и рассеянию, как и ансельм-киферовская инсталляция родившейся в Каире и сделавшейся экспатриантом-космополитом Анны Богигян в школьном актовом зале: гигантский рваный парус, плывущий по соляным волнам под крики чаек. Конечно, saltwater — это волны.

Образы (мы наблюдаем это сегодня в Пальмире) бесследно исчезают — звуковые волны (по крайней мере нам хочется в это верить) катятся к краям Вселенной. В Стамбульском музее современного искусства, где открыта самая большая групповая выставка биеннале, демонстрируется философская инсталляция Никиты Кадана о природе Просвещения: наверху — разрушенная войной экспозиция с чучелами оленей и баррикадными шинами, аллюзия на гибель Донецкого краеведческого музея, внизу под ней — бомбоубежище с нарами-грядками, и из земли уже проклюнулись зеленые ростки. Культура воспроизводится во всем своем многообразии — от культуры художественной до культуры насилия. В прошлом роскошную, а ныне полуразрушенную итальянскую виллу на острове Бююкада наполняет гулкой капелью аудиоинсталляция Сюзан Филипс: Маркони будто бы говорил, что каждый произведенный нами звук все еще где-то звучит.

Читать далее…

Все новости >