Новости
Выбор факультета
22 сентября 2015

Как заработать миллиарды на бесплатном справочнике

Создатель сервиса 2GIS Александр Сысоев догадался совместить адресную книгу с электронной картой. Теперь это бизнес с годовой выручкой около 3 млрд руб. Инженер из Новосибирска Александр Сысоев в 1994 году и не подозревал, что из проекта по созданию цифрового плана столицы Сибири вырастет многомиллиардный бизнес. Спустя 20 лет, в 2014 году, бесплатное мобильное картографическое приложение 2GIS, по данным исследовательской компании AppAnnie, заняло 9-е место в рейтинге самых скачиваемых в России, обогнав «Навигатор» от «Яндекса». Почти освоив Россию, Сысоев готовится к покорению мира: с помощью партнеров проект работает уже в Казахстане и Белоруссии, Италии, ОАЭ и Чили. Подробнее - в материале РБК.

С желтого листа

Началось с того, что городская телефонная сеть Новосибирска захотела создать электронную карту своих сетей (это был 1994 год, у них все было на бумаге). Сысоев решил, что этот заказ ему подходит, и создал под него компанию «Техноград плюс». «Мы договорились, что инициативно за свои деньги делаем, и если получится, то они возьмут его для большой системы, — вспоминает он в интервью РБК. — За основу плана города мы взяли космический снимок и в результате стали первой частной компанией в стране, у которой появил?ся собственный план города». На работу над планом для телефонной сети у «Техноград плюс» ушло почти три года: много времени заняли различные согласования и сверка схем на местности. Точный объем инвестиций в запуск проекта Сысоев не помнит: речь шла о «нескольких тысячах долларов», которые у него были благодаря швейному производству супруги Марины и собственным предпринимательским инициативам (он «челночил» товары из Польши и выполнял разовые заказы по автоматизации компаний Новосибирска).

В ходе выполнения заказа для телефонной сети Новосибирска у Сысоева и появилась идея «ДубльГИС» — цифрового информационного справочника, объединяющего в себе функционал геоинформационной системы (ГИС) и городской информационной системы (ГИС). «Концепцию я придумал сам, — признается Сысоев. — В ее основе — бесплатный самостоятельно распространяемый продукт, живущий за счет рекламы: справочник «Желтые страницы», переложенный в электронный вид». По словам предпринимателя, он был одним из первых, кто это придумал: «Это было хорошо и плохо одновременно, потому что рынок свободен, но никто не понимал, что за ниша и как с ней работать».

Первая версия программы увидела свет в 1999 году на CD-диске. Сысоев заключил договоры с несколькими рекламными агентствами Новосибирска, которые должны были привлекать за небольшие деньги участников справочника, но такой подход не сработал: рекламодатели не хотели платить за попадание в справочник. «Тогда, — рассказывает Сысоев, — мы решили минимальную информацию в справочнике размещать бесплатно, а рекламодателей искать самостоятельно». Научиться продавать рекламу помог случай: два директора справочника «Желтые страницы» купили цифровой план Новосибирска и по-дружески позвали Сысоева на курсы активных продаж («Они не увидели в нас конкурента», — улыбается предприниматель). На курсах Сысоеву объяснили, что продавцы должны быть свои и работать по агентской схеме: маленький оклад плюс процент с продаж.

К 2004 году проект вышел на окупаемость, и Сысоев решил, что им стоит заниматься целенаправленно: учредил вместе с сыном Дмитрием компанию «ДубльГИС», в которую забрал часть сотрудников из «Техноград плюс». В конце года был открыт первый филиал «ДубльГИС» в Омске, а в 2005 году — продана первая франшиза — в Томске. В 2006 году компания запустила онлайн-версию продукта, а в 2008 году — Java-приложение для наладонников и смартфонов. Благодаря отзывам первых пользователей, которые были недовольны, что карты городов было необходимо скачивать из интернета, в современных мобильных приложениях реализована функция работы с предварительно скачанными картами офлайн, что отличает 2GIS от картографических приложений «Яндекса», Google и Apple.

«Дубль чего?»

В 2010–2011 годах Сысоев, освоив всю Сибирь, активно развивает компанию в европейской части страны. В городах-миллионниках (кроме Ростова-на-Дону, Волгограда и Воронежа) компания работает самостоятельно, а весной 2011 года выходит на рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь проект столкнулся с неожиданной проблемой. Звонки из call-центра компании постоянно натыкались на встречный вопрос «Дубль чего? Копия чего?». Оказалось, что дубль плотно ассоциируется с копией. Бодаться с ветряными мельницами в компании не стали и поменяли название продукта на лаконичное 2GIS.

Инвестиции только в разработку карты Москвы, по словам Сысоева, составили «несколько десятков миллионов рублей»: сотрудники компании почти год составляли справочник из 300 тыс. организаций столицы. Из отчетности «ДубльГИС» следует, что в это время у нее впервые появились крупные банковские кредиты — в 2011 году она взяла 324 млн руб. в Райффайзенбанке, заложив права на товарный знак 2GIS (в феврале 2015 года залог был снят). По словам Сысоева, часть денег пошла на развитие в Москве и Петербурге, часть — на обустройство нового офиса «ДубльГИС» в Новосибирске.

Читать далее…

Все новости >