Новости
Выбор факультета
23 сентября 2015

Московская биеннале: секретные материалы

В феврале 2005 года открылся основной проект 1-й Московской биеннале современного искусства. Один из его организаторов на условиях анонимности рассказал «Артгиду» секреты, которые хранил более десяти лет. Предлагаем вашему вниманию этот материал.

Основной проект 1-й Московской биеннале современного искусства проходил в бывшем Музее Ленина. В 2005 году музей был совершенно не предназначен для проведения какие-либо выставок, потому что стоял закрытым с 1993 года. Внутри здания были только голые стены — ни туалетов, ни гардероба, никакой выставочной инфраструктуры. Процесс монтажа усложнялся еще и тем, что музей принадлежал двум разным муниципальным учреждениям и был буквально разделен пополам деревянными перегородками, которые на время биеннале снесли, а после ее окончания выстроили заново.

Биеннале пришлось сооружать из ничего туалеты, арендовать охрану, дедушек-гардеробщиков и бабушек-смотрительниц у соседнего Государственного исторического музея.

В первый день работы основного проекта для бабушек-смотрительниц была организована ознакомительная экскурсия, чтобы они вошли в курс дела. Одна бабушка отказалась работать, когда увидела видеоинсталляцию группы «Синие носы» с переворачивающимся в? ?г?р?о?б?у? Лениным. «Посмотрите, что они с Ильичом сделали! Я этого не выдержу!» — сказала бабушка и гордо покинула музей. Стоит отметить, что бабушку совершенно не смутил бильярд «Синих носов» — видео с обнаженными женщинами, являющимися лузами для бильярдного стола, и другие работы из этой же серии.

Эти видео, кстати, экспонировались в высоких картонных коробках, специально для того, чтобы их не могли увидеть дети. Многих родителей это не смущало, они поднимали своих детей на руки, чтобы те могли получше разглядеть голых дядь и теть.

Самым медийным объектом 1-й Московской биеннале была инсталляция австрийской группы Gelitin: деревянный туалет, который выходил во внутренний дворик Музея Ленина на уровне второго этажа. Из туалета вниз спускалась огромная ледяная сосулька характерного желтого цвета. Поскольку биеннале проходила в феврале, появилась легенда о «коллективном творчестве посетителей выставки», но на самом деле инсталляция не работала в качестве уборной (в деревянном полу просто не было дырки), а сосульку в течение нескольких дней перед открытием биеннале создавали сами художники, выливая слабозаваренный чай на специальный деревянный штырь, служивший основой работы.

Участники группы Gelitin успели отметиться и небольшим перформансом на открытии основного проекта, когда во время речи тогдашнего министра культуры Михаила Швыдкого начали обмакивать фрукты на столе с кейтерингом в жидкий шоколад и разбрасывать их вокруг. Охрана Музея Ленина впервые слышала слово «перформанс» и очень долго не хотела отпускать художников.

Московский кейтеринг также пришелся не по душе индийскому художнику Субоду Гупте, который показал на биеннале огромную инсталляцию из сверкающих предметов кухонной утвари. Гупта запретил ставить столы с едой в зале с его работой, которая находилась рядом с входом, потому что опасался, что маленькие пластиковые ножи и вилки вступят в неравный бой с большими тарелками, сковородками, кастрюлями и половниками.

Читать далее…

Все новости >