Новости
Выбор факультета
28 апреля 2010

Павел Ханин: "Время считать деньги" (ВИДЕО)

Слушатели специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии" посетили недавно открывшийся после реконструкции киноклуб "Пионер" на Кутузовском проспекте - мастер-класс для них провел управляющий заведения Павел Ханин.

О кризисе вообще и кризисе клубной индустрии в частности:

"Клубная индустрия в настоящее время переживает очевидный кризис, являющийся следствием мирового экономического кризиса. Мыльные пузыри – клубы, построенные в расчете на единовременное пребывание в них полутора, двух, трех тысяч гостей полопались. Безудержное веселье и азартное разбрасывание во все стороны шальных денег сошли на нет.

Еще четыре года назад, в 2006 –м, в Москве было довольно большое количество людей, готовых за ужин на четырех человек оставить в заведении ну, скажем, полтора миллиона рублей. Причем это были не какие-то там непременно олигархи или суперзвезды, а просто мало кому известные богатые люди – никто никогда не видел их по телевизору и не спрашивал у них автографа. И вот вдруг, по истечение четырех лет, те же самые граждане – некоторых из них я знаю лично - вдруг не то, чтобы перестали ходить по клубам-ресторанам, но аппетиты значительно поумерили: вчетвером ужинают уже не на полтора миллиона, а тысяч на 70-80. Спрашиваю: "Как же так, друзья?". "Теперь не время, - отвечают, - деньги считать надо".

Точно также ведут себя и инвесторы – считают деньги, причем считают скрупулезно. Если до кризиса клубный промоутер с именем мог запросто уломать какого-нибудь богатого дядю на то, чтобы тот выписал ему миллионов 30 долларов на постройку клуба только в обмен на обещание, что клуб этот будет греметь на всю Москву, то теперь ничего подобного нет и в помине.

То же относится и к спонсорам – даже крупнейшие компании-производители алкоголя и табака, теперь дают деньги на вечеринки вовсе не так охотно, как прежде. Да вот и у меня лично был один показательный случай. Как-то раз договаривались об организации корпоратива с одним крупным оператором мобильной связи. Они спрашивают: "Сколько будет стоить?". Я отвечаю: "Два миллиона". Хотя до кризиса, не задумываясь, восемь бы попросил. Они помолчали, потом говорят: "Нет, знаете, в нынешних условиях мы считаем, что два миллиона долларов за вечеринку – это слишком". "Господи, - отвечаю, - да каких долларов?! О рублях же речь!". "А, - говорят, - ну тогда ладно". То есть вы понимаете: в прежние времена и два миллиона долларов на корпоратив не пожалели бы, а теперь – нет".

Об изменениях во вкусах и предпочтениях клубной публики:

"Публика тоже изменилась здорово – она теперь не та, что лет пять-шесть назад. Про гастрономический аспект я уже говорил. Но очень изменились и музыкальные пристрастия, и даже не то, чтобы изменились, а почти вовсе исчезли. Раньше народ был очень разборчивый, я бы даже сказал привередливый. Было много ортодоксов определенных стилей, ко всякого рода музыкальным экспериментам и отклонениям от канона относящихся недоверчиво и враждебно. Скажем, привезли в клуб какого-нибудь ди-джея суперзвезду minimal. А ему вдруг в голову ударило свои minimal – пассажи разбавить tecktonik'ом. Раньше бы после такого половину народа сразу же с танцпола как ветром сдуло, потому что народ-то этот целенаправленно на minimal и пришел. А теперь, скорее всего, никто вообще ничего не заметит. Нынешним по большому счету все равно, чего это у них там играет, лишь бы громко было.

Соответственно, какими-либо сенсационными "привозами" сейчас народ заманить трудно, и "привозы" эти становятся элементарно невыгодными. За один сет – от сорока минут до часа – иностранному ди-джею в звездном статусе надо заплатить, ну, положим, 20 тысяч евро. При этом заранее понятно, что специально "на него" мало кто придет. А те, кто придут, скорее всего, уедут сразу как только он закончит. Неинтересно это. Коммерчески - неинтересно".

О концепции клубного заведения, способного приносить прибыль в период кризиса:

"Что из всего выше сказанного следует? Следует то, что в нынешних условиях суперпафосные, супердорогие клубы обречены. И, напротив, успех клубу сейчас может принести сочетание следующих качеств: простой, но современный интерьер; простая, недорогая, но вкусная кухня; приятная атмосфера, создаваемая, в том числе, и вполне нейтральной музыкой.

Ну и еще, конечно, нельзя недооценивать такой фактор как location, местоположение заведения. От него, впрочем, всегда зависело очень многое, не только в кризисные времена.

Вот вам пример: у моих знакомых есть два кафе – практически одинаковых, расположенных почти друг напротив друга по обеим сторонам одной улицы. И вот в одном из этих кафе постоянно яблоку негде упасть, а в другом, наоборот, с утра до ночи тишина и запустение. Почему так? Как эта загадка объясняется?

А объясняется просто: популярное кафе расположено по той стороне улицы, по которой люди в центр едут, в основном, на работу. Их туда ноги не особенно несут, вот они и норовят по дороге куда-нибудь заскочить. А противоположная сторона, она из центра ведет, по направлению к области. И по ней народ в основном с работы возвращается. Когда ему уже никаких кафе даром не нужно – поскорей бы до дома доползти"

О концепции киноклуба "Пионер":

"Сразу оговорюсь: денег на этом проекте мы не зарабатываем. Так было изначально решено нашим учредителем, который рассматривает "Пионер" как некую свою культурную, даже культуртрегерскую миссию.

Он сразу ориентировал нас на то, что новый "Пионер" не должен становиться «элитным» заведением в том понимании, какое это слово приобрело у нас в последние лет пятнадцать. Напротив, ему необходимо оставаться доступным для интеллектуалов, артистической молодежи, студентов, людей творческих профессий и соответствовать не только их материальным возможностям, но и культурным и духовным потребностям.

Вот почему основу кинорепертуара "Пионера" составляет арт-хаус, и мы поддерживаем стабильно невысокие цены на билеты (самые дешевые – по 100 рублей – продаются в "Пионере" на утренние и ночные сеансы с понедельника по четверг, самые дорогие – по 350 – на вечерние сеансы выходных и предпраздничных дней. При показе кинофильмов в формате 3D эти цены возрастают соответственно до 300 и 550 рублей - прим. RMA). Вот почему работающий при "Пионере" и торгующий книгами и дисками магазин "Республика", в отличие от других торговых точек этой сети, ориентирован как раз на любителей "кино не для всех", и цены в нем тоже весьма умеренные.

Чтобы понять, чего стоит держать их на таком уровне, надо понимать, что арт-хаус теперь не тот, что прежде. Это не искусство маргиналов, на это кино в мире появился пусть не очень большой, но устойчивый спрос и, соответственно, возросла его цена.

Добавлю к этому, что такой техники, какая есть у нас, в Москве больше нет ни у кого. Мы можем организовать показ на большой экран с любого носителя – хоть с вашей флэшки, наши возможности позволяют с одного аппарата показывать фильм сразу в обоих наших залах (каждый из них вмещает 84 зрителя – прим. RMA), у нас прекрасно отстроенный саунд, не испорченный эффектом "послезвучия" и великолепная звукоизоляция – даже при максимально выведенной громкости, человек стоящий в фойе у закрытых дверей зала не услышит практически ничего. Наконец, мы – единственный кинотеатр в Москве, который все иностранное кино показывает в недублированном варианте, исключительно с титрами. Если вы не совсем понимаете, почему я заостряю на этом ваше внимание, просто посмотрите недублированную "Алису в стране чудес": уверяю вас, это другое (качественно другое!) впечатление от фильма – оригинальных живых голосов артистов, их сумасшедших эмоций никакой дубляж передать не в состоянии".

О концепции кафе "Пион":

"Несколько слов о концепции кафе "Пион", действующего в здании кинотеатра. Обсуждая ее, мы, помню, спорили и спорили яростно. С одной стороны - требование доступности, исходящее от учредителя, с другой – никому не хотелось превращаться в нечто водочно-селедочное, покрытое густыми клубами дыма. В общем, сошлись на том, что меню "Пиона" должно быть составлено таким образом, чтобы гость при желании мог поесть рублей на 300, а при возможности – на 20 тысяч (самое дешевое блюдо в "Пионе" стоит 160 рублей (сэндвич с жареным беконом), самое дорогое – 680 (корейка ягненка на косточке с овощами на гриле и с бальзамическим соусом). Самый дорогой алкогольный напиток – кальвадос (Chateau de Breuil № 14) – 2300 рублей за 50 граммов, самый дешевый – водка ("Веда") – 90 рублей – прим. RMA).

Что касается публики... Публика у нас чрезвычайно разнородная. Молодежь с разноцветными волосами, типичные потребители того самого арт-хауса, и тут же – господа в Brioni и бриллиантовых запонках, звезды эстрады и спорта, которых в симпатиях к такому кино заподозрить сложно. Что между этими людьми общего, как этот симбиоз сложился? Я, честно говоря, не понимаю. Хотя один такой в высшей степени состоятельный господин мне объяснить пытался. Говорил, что смотря арт-хаус в окружении молодежи он и сам как-то моложе себя чувствует".

Петр БРАНТОВ

Все новости >