Отдел продаж не против
Жеребьевка международных турниров, согласование календарей сборных, рассмотрение жалоб, исков и апелляций, подписание крупных контрактов, наконец, проведение презентаций заявок на проведение чемпионатов мира. Все это происходит в Цюрихе, в штаб-квартире структуры, которую все справочники называют не иначе как управляющей всем мировым футболом.
ФИФА - это не только Йозеф Блаттер, но и 300 сотрудников, десятая часть которых работает в передвижном офисе, располагающемся на территории страны-хозяйки очередного континентального первенства. К слову, шансы на то, что уже через четыре года из солнечного Рио-де-Жанейро он перекочует в Москву или Санкт-Петербург выглядят вполне себе существенными - об этом говорят не только специалисты William Hill, принимающие на Россию ставки с коэффициентом 3.00 (к слову, немногим большим, чем на Англию), но и глава отдела продаж ФИФА Алекс Джобст, который на днях побывал в Москве с лекцией в рамках спецкурса "Современные технологии управления в спорте", запущенного на специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления.
Оптимизм немецкого специалиста в отношении России завязан в первую очередь вокруг коммерции. "С этой точки зрения Россия выглядит весьма привлекательно. Кроме того, это хороший вариант для партнеров ФИФА, для многих из которых российский рынок является стратегически важной площадкой для дальнейшего развития", - говорит он и добавляет дежурную фразу о том, что эти факторы не является ключевыми при определении страны-хозяйки чемпионата мира.
Как рассказал Джобст, за четырехлетний цикл, проходящий с момента окончания одного чемпионата мира до начала другого ФИФА удается заработать в районе 3-4 млрд. долларов. 60 процентов этой суммы формируется за счет продажи прав на телетрансляции (чемпионат в ЮАР, к слову, будут показывать более 400 каналов), 34 процента - за счет маркетинговой деятельности, оставшиеся же 6 процентов приходятся на hospitality.
В виду того, что ФИФА является некоммерческой организацией, все заработанные средства уходят на дальнейшее ее развитие. Так, на организацию и проведение чемпионата мира, как правило, уходит около 40 процентов от этой суммы. В случае ЮАР этот показатель будет несколько больше из-за того, что уровень футбольной и сопутствующей инфраструктуры в стране оставлял желать лучшего. По предварительным расчетам, в ЧМ-2010 с учетом всех проектов, которые проводились и еще проводятся в его рамках, будет потрачено (точнее сказать - инвестировано) более 2 млрд. долларов. Помимо затрат непосредственно на организацию чемпионатов мира, распределение заработанных ФИФА средств происходит по следующим направлениям: спецпроекты, проведение других международных турниров, оперативные расходы, развитие футбола, а также - производство медиа-продуктов.
За три года, прошедшие с момента завершения чемпионата в Германии, ФИФА заработала 2898 млн. долларов. При этом расходная часть бюджета составила 2469 млн. долларов. Об итоговых показателях федерации можно будет судить только после окончания турнира в ЮАР, пока же в качестве ориентира можно привести цифру в 663 млн. долларов - именно столько составила чистая прибыль ФИФА за предыдущий четырехлетний цикл.
Стоит также отметить, что хоть текущий цикл еще и не окончен, федерация уже сделала предварительные прикидки на следующий: так, в период с 2011 по 2014 год, федерация планирует заработать в районе 3,8 млрд. долларов с учетом всех сложностей, которые могут возникнуть в связи с проведением мирового первенства в Бразилии.
Как уже было сказано, предстоящее мировое первенство будет транслироваться более чем на 400 каналах. С телевидением связаны и другие не менее занимательные показатели. Суммарная аудитория чемпионатов мира, например, измеряется цифрой в районе 26.3 млрд. человек, то есть в среднем на матч приходится 411 миллионов зрителей. Разумеется, здесь необходимо сделать скидку на то, что пик зрительского интереса приходится на открытие, полуфиналы и финал - эти матчи смотрит гораздо больше 411 миллионов зрителей, соответственно, какие-то матчи на групповой стадии проседают по этому показателю.
Что касается партнерских программ, то прежде соответствующий статус имели 15 компаний. Теперь же эта система претерпела некоторые изменения, и официальные партнеры у ФИФА есть только в шести направлениях - ими являются Adidas, Coca-Cola, Emirates, Hyundai и Kia Motors, Sony и Visa. Кроме того, еще 6-8 компаний имеют статус официальных партнеров чемпионата мира, и еще 4-6 являются национальными партнерами. Одним из самых молодых партнеров ФИФА является Visa, контракт с которой был подписан после ЧМ-2006, - до этого федерация на протяжении 16 лет сотрудничала с Master Card.
- Master Card претендовал и на партнерство во время ЧМ-2010 и ЧМ-2014, но Visa оказалась расторопнее и предложила более стоящий вариант, - рассказывает Алекс Джобст. - В результате все закончилось судебным процессом, и мы потеряли 90 млн. долларов. Думаю, теперь Master Card едва ли сможет подступиться к ФИФА с предложением о сотрудничестве еще в течение лет двадцати, а то и больше.
В вопросе партнерства российские компании пока находятся в пассивном состоянии - предложений в ФИФА от них не поступало. Впрочем, директор по продажам федерации считает, что крупные игроки на рынке активизируются, если Россия получит право на проведение ЧМ-2018, но при этом отметает первого пришедшего на ум кандидата.
- "Газпром"? Не думаю, что это произойдет, по крайней мере, в ближайшее время, - говорит Алекс Джобст. - Дело в том, что у нас подписано долгосрочное соглашение с British Petroleum, и мы довольны тем, как проходит наше сотрудничество. Появление других партнеров из этой отрасли не ожидается. Впрочем, ФИФА старается по возможности никому не отказывать, ведь компаний, которые готовы сотрудничать с нами, на самом деле не так уж и много. Так что если в России появится компания, готовая стать партнером ФИФА, мы постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы начать взаимовыгодное сотрудничество.