Новости
24 мая 2010

No Job = No Money

Для слушателей программы "Менеджмент в сфере интернет-технологий" лекцию провел президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец. Во время занятия речь шла об истории интернет-рекрутинга, классификации job-сайтов, основных способах их продвижения, в целом стержнем разговора стал менеджмент интернет-проектов. В качестве примеров были приведены лучшие интернет проекты. Обучение в целом прошло в легкой и непринужденной атмосфере.


О зарождении интернет-рекрутинга:


"Ниша интернет-рекрутинга расположилась где-то между classified и некрупной сетевой коммерцией. Сама область появилась практически одновременно с интернетом, ведь поиск сотрудников это всегда вопрос коммуникаций.

Первые job-сайты представляли собой электронные доски объявлений с двумя директориями и примитивным поисковиком: в одну из директорий выкладывалась информация о вакансиях, в другую – резюме соискателей. Таким образом, в частности, устроен первый по времени появления российский рекрутинговый сайт Job.ru.

О двух ветвях развития job-сайтов:

"Все рекрутинговые сайты можно условно причислить к двум ветвям развития. К первой относятся уже упомянутые ресурсы, действующие по принципу classified, электронной доски частных объявлений, и делающие основной упор на количество предлагаемых вакансий. Что же до второй ветви, то к ним относятся сайты, предоставляющие своим пользователям так называемые recruitment services.

Во главу угла при управлении такими интернет-проектами ставится максимальное удобство нанимателя, предоставление ему возможности найти необходимого работника и быстро с ним связаться. Главным на таких сайтах является не количество предложений, а их качество. Поэтому сотрудники подобных ресурсов не просто складируют резюме на своих сайтах, а ведут с ними тщательную работу. В частности, следят за тем, чтобы они были составлены максимально информативно, единообразно и грамотно, ведь если в самих названиях предлагаемых вакансий будут сделаны орфографические ошибки ("афициант", "бугалтер") или допущены разночтения ("финансовый директор" - "финансовый менеджер"), они могут элементарно игнорироваться поисковиком.

Наконец, сотрудники сайтов, предоставляющих услуги recruitment services, должны следить за тем, чтобы в резюме была написана правда. Ведь, как показывает практика, от 20 до 30 процентов соискателей склонны приукрашивать степень собственных знаний и умений".

О ведущих мировых job-cайтах:

"До недавнего времени мировым лидером среди job-сайтов был Monster.com. Однако сейчас жесткую конкуренцию ему составляет Careerbuilder.com, аналогом которого, кстати, является наша Rabota.ru.

Cтоит отметить также Jobsdb.com, сайт о работе в Юго-Восточной Азии, и бразильский Catho.com.br. Последний зарабатывает, в частности, на подборе вариантов трудоустройства для конкретных соискателей – желающим получить такую услугу она обходится в 10 долларов ежемесячно, и тут надо быть внимательным: если вы официально не откажетесь от нее, эти деньги будут списываться с вашего счета даже и после того, как вы найдете работу. К слову, законодательством некоторых стран подобный вид заработка запрещен.

Еще один крупный сайт, зарабатывающий на подборе вариантов трудоустройства – израильский Alljobs.co.il – являет собой классическую историю стартапа. Основавшая его девушка довольно долгое время вручную перебивала на своем ресурсе все попадавшиеся ей газетные объявления о поиске и предложениях работы. Сейчас, как утверждается, этот сайт охватывает абсолютно все вакансии, существующие в Израиле, и его хозяева заявляют, что готовы заплатить 100 долларов тому, кто найдет в стране cвободное рабочее место, которая не было бы отмечено на Alljobs.

Правда, законность бизнеса этого ресурса оспаривается правообладателями, теми же газетами, из которых Alljobs черпает объявления. Они уверены, что сайт зарабатывает на принадлежащем им контенте и, следовательно, должен как минимум делиться доходами. Владельцы же сайта отвечают на это, что объявления являются собственностью не газет, их публикующих, а частных лиц, их разместивших. Ответ на вопрос, кто в данном случае прав, должен дать судебный процесс, который как раз сейчас и проходит".

О том, как приучить пользователя к сайту:

"Индустрия job-cайтов близка к индустрии сайтов знакомств. В том смысле, что среднестатистический человек знакомится и ищет новую работу примерно с одинаковой периодичностью – раз в два-три года.

Таким образом, главной задачей при управлении сложными интернет-проектами является поддержание среди своих пользователей так называемого тлеющего интереса – с тем, чтобы когда у пользователя вновь возникнет необходимость в поиске работы, он вернулся к вам, а не ушел к конкурентам.

Как этого добиться? Одним из путей может быть наполнение сайта контентом, напрямую к вопросам трудоустройства не относящимся, но при этом любопытным и интересным широкому кругу пользователей. Впрочем, создание оригинального контента стоит дорого: для этого вам потребуется нанимать целую команду журналистов. К тому же, если контент вам удастся создать и впрямь стоящий, то у вас его тут же уведут, и ни о какой эксклюзивности речи уже не будет.

Можно пойти другим путем и сделать упор на так называемый user genеrated content: пусть люди что-то на вашем сайте сами придумывают, переписываются, общаются. Впрочем, как показывает практика, применительно к job-сайтам этот вариант тоже не слишком хорош: дело в том, что люди не любят рассказывать о том, как они ищут работу. Ведь прежде, чем начать ее искать, ее, как правило, теряют, а это, конечно, неприятно, а порой и унизительно.

Возможен еще один вариант, являющийся разновидностью того же самого user generated content - пользователям вашего ресурса можно предложить вести на нем собственные блоги о профессиональной жизни. Это, пожалуй, лучший способ "привязать" их к себе. И к тому же взаимовыгодный: вы получаете дополнительную аудиторию, а сами пользователи – хороший PR. Ведь отныне они могут позиционировать себя не просто как представители разных профессий, но и как эксперты, чье мнение интересно широкой аудитории. Таким образом, они обретают, может и небольшую, но все-таки известность в сети. А это важно, ведь, как справедливо выразилась недавно Тина Канделаки, "если тебя нет в "Яндексе", значит, тебя вообще не существует".

Наконец, хорошим способом привлечения дополнительной аудитории для job-cайтов является создание консультационных сервсисов. Обязуйтете своих менеджеров 15 минут в день уделять ответам на вопросы пользователей, и народ к вам потянется".

О рекламе job-cайтов:

"Такая реклама может и должна быть не только он-лайновой, но и офф-лайновой. Мы, например, часто участвуем во всевозможных профессиональных выставках и специальных мероприятиях, постоянно напоминая о себе в узких отрасалевых аудиториях. Например, недавно HeadHunter информационно проспонсировал фармакологическую премию "Золотая Унция".

А вообще, главное в рекламе состоит в том, чтобы подловить человека в нужном месте и в нужный психологический момент, момент готовности эту рекламу воспринять. Бессмысленно рекламировать job-сайты на развлекательных порталах: человек, зависающий там, ни о какой работе по определению не думает. Точно также, как бессмысленно пытаться соблазнить онлайновыми играми посетителей деловых ресурсов. Эффективность от такой рекламы совершенно точно будет нулевой".

Итог был подведен таков, что тонкая психология, знание спроса и последних тенденций, правильная оценка ситуаций – вот те качества, которыми должен блистать менеджер интернет проектов. Обучение по данной специальности довольно интересно и востребовано.

Ильшат ГУБАЙДУЛЛИН

Все новости >