Новости
Выбор факультета
30 мая 2017

57-я Венецианская биеннале глазами искусствоведа

Искусствоведы Ольга и Григорий Козловы в жанре эссе-диалога рассуждают о 57-й Венецианской биеннале, всех ее плюсах и минусах, удачах и провалах, а также о том, будет ли свет в конце тоннеля. Материал опубликован в «Артгиде».



Джон Уотерс. Знак «Изучайте искусство. Для престижа или назло». 2007. Смешанная техника. Основной проект 57-й биеннале современного искусства в Венеции Viva Arte Viva (куратор Кристин Масель). Фото: Мария Кравцова / Артгид


Ольга Козлова

«Ну как тебе биеннале?» — только ленивый не задал мне этого вопроса, когда я вернулась с венецианского вернисажа. Проще всего ответить стандартным «Как всегда, прекрасна! И Венеция тоже!» — это удовлетворило бы всех. Но, увы, скажи я так, я бы покривила душой, поскольку гибрид «выставка-Венеция» показал себя скорее с проблемной стороны, нежели с какой-либо другой.

Предвидя негодование: кто такая Ольга Козлова, чтобы предъявлять претензии к (по умолчанию прекрасной) биеннале, — отвечаю: я — профессиональный арт-критик с 22-летним стажем посещения каждой Венецианской биеннале изобразительного искусства с 1995 по 2017 год, то есть с 46-го ее выпуска по нынешний, 57-й. Такой опыт дает право на высказывание критических суждений и претензий.


Вот топ-5 моих претензий к биеннале.


Экспансия

Не все помнят, что в 1995 году биеннале располагалась только в Джардини. Не было Арсенала, и лишь отдельные мелкие выставки в городе заставляли туристов, которых тоже было сравнительно мало, понять, что каждое второе лето в Венеции есть еще что-то, кроме кипения толпы на Сан-Марко. Я вовсе не певец старых добрых времен «биеннальской эксклюзивности», мне было интересно наблюдать, как год за годом этот организм разрастался, обогащался новыми программами и выставочными площадями. В какой-то момент стало своего рода спортом посещать старинные дворцы, которые снимались разными странами и организациями на время биеннале и куда в другое время не попасть. Может, первый звонок был, когда палаццо стали важнее проектов, в них выставляющихся?

Постепенно биеннале расползлась по городу… как опухоль. Сегодня шагу негде ступить, чтобы не увидеть еще один проект под ее эгидой. Время работы выставки увеличилось, составив сейчас уже шесть с половиной месяцев, а количество ее объектов выросло в сотни раз… Не протолкнуться еще и из-за невероятного количества туристов, большинство которых все так же не понимает, что такое биеннале.

Экспансия выставки методом количества, но отнюдь не качества — дело опасное. Не для города — он сдает помещения под выставки и ночлег, он стрижет купоны со всех, — но для проекта как такового. Уверена, есть выставки, куда после вернисажа, во все последующие месяцы, едва ли вообще зайдет хоть один посетитель.



Шейла Хикс. Штурм цветной стены. 2015. Инсталляция. Смешанная техника. Основной проект 57-й биеннале современного искусства в Венеции Viva Arte Viva (куратор Кристин Масель). Фото: Ольга и Григорий Козловы


Пример из вернисажных маршрутов этого года. Заскочив на выставку австралийского скульптора в историческом палаццо, мы увидели там же указатель на павильон Республики Кирибати (тихоокеанское островное государство, расположенное в Микронезии и Полинезии; острова Кирибати — атоллы, то есть вулканические острова, обросшие коралловым рифом; атоллы весьма чувствительны к глобальному потеплению, в первую очередь к повышению уровня Мирового океана. — Артгид). В маленьком зале — видео на стене и инсталляция из мешков с песком, которые кирибатцы используют во время борьбы с потопами. Что это, где это? В недоумении вышли, пообещав себе посмотреть в «Википедии», что это за государство такое — Кирибати. До сих пор, каюсь, этого не сделали.

Очевидно, самой Республике Кирибати такой проект крайне важен. Кстати, это был один из немногих экологически заостренных проектов на биеннале. И я за право каждого государства хотеть участвовать в биеннале. Но государств в мире около 200, в биеннале 2017 года уже участвует 130 стран. Представляете себе перспективы роста?! Точнее, дальнейшего арт-затопления Венеции. А если еще и каждый художник, способный заплатить, захочет выставиться именно во время биеннале?..

Невозможно все занять современным искусством. Невозможно это все увидеть. Безудержное расширение биеннале — это профанация. Выражаясь метафорически, в ее водах можно утопить ребенка. Если уже не…

Читать далее…

Все новости >