Приглашаем на лекцию Юлии Герштейн
О классификации интернет-сайтов:
"Все существующие в интернете сайты можно разделить на несколько условных групп. Группа первая – сайты навигационные (они же – поисковики). Специфика их бизнеса вытекает из самого названия. Впрочем, стоит отметить, что в последнее время все они отказываются от того, чтобы быть поисковиками в чистом виде, и обрастают все большим количеством параллельных сервисов. Самым ярким примером такого рода является Rambler, практически переставший модернизировать свою поисковую систему и безнадежно проигравший конкуренцию на этом поле "Яндексу".
Коммерческие сайты, в свою очередь можно разделить на те, что существуют для поддержки off-line бизнеса, и те, что сами специализируются на электронной коммерции. Замечу попутно, что именно такие сайты предъявляют самые строгие требования к юзабилити. Информационные сайты. К ним относятся сетевые СМИ, не продающие информацию, но зарабатывающие в основном на трафике и, соответственно, рекламе.
Социальные сайты (здесь нужно упомянуть прежде всего всевозможные сообщества. А также сайты благотворительных, общественных или государственных учреждений, таких, например, как администрация президента или правительство Российской Федерации). Персональные сайты (эти служат исключительно самовыражению своих создателей). И, наконец, развлекательные сайты, к каковым, в частности, относятся игровые порталы, on-line казино и даже, извините, порно-ресурсы".
О составе команды разработчиков интернет-сайта:
"В составе такой команды обязательно должны быть: менеджер (в круг его обязанностей входят планирование, контроль ресурсов, разрешение конфликтных ситуаций и осуществление четкой коммуникации между членами команды и заказчиком). Аналитик (осуществляет анализ состояния рынка, конкурентов и запросов пользователей). Архитектор (он же – информационный дизайнер. Отвечает за создание внятной и понятной структуры будущего сайта). Дизайнер интерфейса (помимо основных обязанностей, вытекающих из самого названия специальности, он совместно с информационным дизайнером составляет так называемый «маршрут пользователя», в частности, определяя местоположение основных точек входа. После того, как эта работа выполнена, приступает непосредственно к проектированию интерфейса). Программист. Графический дизайнер. Специалист в области юзабилити.
Редактор-составитель текстов (многие заказчики коммерческих сайтов услугами этих специалистов пренебрегают. А зря. В итоге на большинстве таких ресурсов качество текстов абсолютно чудовищное. Так что лучше заплатить денег профессионалу, и получить приличные текстовые материалы, чем наблюдать на своем ресурсе непонятно кем написанные, безумно невнятные и косноязычные материалы о том, "какая же мы все-таки замечательная компания!".
О пяти уровнях проработки сайта:
"Самый первый, самый главный уровень, с которого начинается работа над созданием любого сайта – это уровень стратегии. Находясь на нем, разработчики должны произвести анализ рынка, на который ориентирован данный сайт, анализ его потенциальной аудитории, анализ конкурентной среды и, учитывая полученные данные, разработать концепцию сайта.
На втором уровне разработчики определяются с функционалом (набором возможностей) и контентом (содержанием) будущего сайта. Третий уровень, на котором к делу приступает информационный дизайнер, предусматривает создание структуры и карты сайта, а также разработку навигации. На четвертом уровне происходит компоновка эскиза и разрабатывается дизайн интерфейса.
Наконец, на пятом, заключительном уровне, разрабатывается графический дизайн, после чего сайт получает свое законченное визуальное воплощение. К сказанному можно добавить, что в современных условиях ре-дизайн сайта должен происходить приблизительно раз в 2-4 года, что обусловлено постоянной сменой модных течений и появлением новых веяний в графическом дизайне".
О правилах составления брифа на разработку коммерческого сайта:
"Данный документ, как правило, составляется совместно разработчиками и заказчиком сайта, и должен включать в себя следующие основные пункты:
Цель существования сайта. В настоящее время очень многие ресурсы существуют по принципу "шоб було". Если заказчик придерживается именно его, то ко всем остальным пунктам брифа можно отнестись без сугубой серьезности. Бизнес-задачи сайта: например, "Поднять продажи на 15 процентов за 6 месяцев".
Целевая аудитория сайта. Лучше определить ее как можно более досконально, включив в описание не только возраст, пол и место проживания, но и род занятий, и данные об образовании и повседневных привычках, склонностях и увлечениях потенциальных пользователей).
Задачи пользователей, которые они решают на сайте: Различные пользователи при этом должны быть разбиты на первостепенную, второстепенную и прочие аудитории, а задачи, преследуемые представителями различных аудиторий, выстроены одна за другой в порядке убывания с тем, чтобы вы могли понять какие из них являются главными (и пересекающимися) для нескольких аудиторий, а какие - присущи лишь одной или немногим из них.
Уникальное торговое предложение. В этом разделе вы должны определить сами для себя, чем вы отличаетесь от конкурентов, что можете предложить пользователям такого, чего у конкурентов нет. Сразу вам скажу: если в этом разделе вам представить нечего, то лучше, наверное, вовсе не стартовать. Хотя теоретически возможен, конечно, и такой вариант: сделать все в общем и целом также, как у конкурентов, но на качественно более высоком уровне.
Анализ конкурентной среды. Его целью является выяснение того, чем располагают конкуренты и что вы можете у них перенять. При анализе необходимо обращать особое внимание на: а) сильные стороны конкурентов; б) их слабые стороны; в) общее впечатление, оставляемое сайтом-конкурентом. По итогам анализа можно выставить рассматриваемым ресурсам некую итоговую оценку. Впрочем, этого можно и не делать.
Что еще важно? Важно отличать реального конкурента от, скажем так, примера для подражания. Допустим, если вы производите программный продукт, вам не нужно немедленно записывать к себе в конкуренты Microsoft. Так что если ваш заказчик, условно говоря, торгуя "запорожцами", непреклонен в своем намерении составить конкуренцию Audi, вы, конечно, можете его не переубеждать. Но уговорить объяснить свою позицию и внести это объяснение в бриф – обязаны.
Перечисление ключевых разделов сайта. Перечисление ключевых сервисов. Перечисление технологий. Определение, в частности, того, собираетесь ли вы использовать flash-анимацию, видео и аудио). Наконец, определение критериев успешности сайта. Эти последние обязательно должны быть представлены в количественном выражении, например, "Увеличение посещаемости после ре-дизайна на семь процентов в день через три месяца после запуска".
И последнее: разрабатывая сайт, вы всегда должны держать в голове самое главное - удобство будущего пользователя. Вы должны помнить, что пользователь и разработчик это не одно и то же, и в первую очередь – в плане чисто технической продвинутости. Вы должны понимать, что если на разработанном вами сайте пользователь сразу же почувствует себя дураком и "чайником", то скорее всего первым его импульсом будет уйти с такого сайта и больше никогда на нем не появляться. Если это и впрямь произойдет, вряд ли такой результат можно будет считать хоть сколько–нибудь приемлемым".
Ильшат ГУБАЙДУЛЛИН