Новости
17 июня 2010

Леонид Вайсфельд: "Философию любого клуба должен определять менеджер"

Заокеанская клубная иерархия, войны менеджеров с агентами, роль личности в команде, тотальное безразличие и надежда на лучшее - топовый хоккейный менеджер Леонид Вайсфельд встретился со слушателями специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" RMA.

Старая формация

После окончания судейской карьеры Леонид Вайсфельд на протяжении нескольких лет работал скаутом в "Торонто" и занимал менеджерские позиции сразу в нескольких российских клубах, а потому не понаслышке знает, как должна выстраиваться структура управления спортивными проектами, и как это происходит на самом деле. Проведенное за океаном время, разумеется, накладывает отпечаток на восприятие хоккея не только как игры, но и как полноценной, жизнеспособной бизнес-структуры.

- В клубах НХЛ иерархия выстраивается следующим образом: владелец - генеральный менеджер - тренер. С точки зрения управления ключевое звено здесь - менеджер, именно он определяет философию клуба, - говорит Леонид Вайсфельд. - По идее, в России все должно быть точно также, но на деле в одном клубе генменеджер является последней инстанцией, а в другом едва ли не коньки точит. Проблема заключается в том, что тренеры старой формации привыкли отвечать абсолютно за все, и многим из них не удается перестроиться. Это очень серьезная ошибка, потому что успевать заниматься абсолютно всем невозможно чисто физически.

Когда я работал в "Ладе", частенько задерживался на работе допоздна, и все равно многое не успевал, и сейчас мне кажется странным то, что Сергей Немчинов, например, совмещает в ЦСКА сразу две должности. В моем понимании такое совмещение невозможно без ущерба в каком-то направлении. Кроме того, российском спортивном менеджменте существует еще одна серьезная проблема - владельцы клубов часто вмешиваются в процесс управления.

Агентские войны

Процесс ведения переговоров Леонид Вайсфельд сравнивает с войной, в которой абсолютно нормальные люди нередко забывают об этике и идут на все, лишь бы одержать победу. И если генеральный менеджер располагает недостаточной информацией об игроке, с которым ведутся переговоры, все непременно обернется не в пользу клуба.

- В свое время в Тольятти играл канадец, и все им жутко были недовольны. - вспоминает Вайсфельд. - Решил разобраться, почему так происходит. Начал спрашивать людей, почему с ним решили заключить контракт, а мне говорят: у него 350 матчей в НХЛ, поэтому и подписали. Я посмотрел, что это за матчи, и оказалось, что он выходил в четвертом звене всего на пару минут. Во время работы скаутом мне удавалось смотреть по три-четыре матча ежедневно, и у меня была практически вся информация об игроках. Но как только начал работать менеджером, времени на это стало не хватать. Это к разговору о совмещении должностей: понимание того, что в системе клуба должен работать скаут и желательно не один, у нас отсутствует - все ложится на плечи генменеджера. Впрочем, иногда решения принимаются без их участия - например, когда владелец хочет видеть в клубе того или иного игрока. Справедливости ради стоит сказать, что подобное случается не только в России, но и за океаном.

Правда, даже наличие самой подробной информации не может застраховать менеджера от ошибки. Когда "Химик" подписал контракт с Мартином Сен-Пьером, была проделана колоссальная работа, об этом игроке знали абсолютно все, но не предусмотрели одного: канадец начал скучать по дому. Как-то ко мне подошел Ян Булис, с которым он жил в одном номере, и сказал, что не может спать, потому что Сен-Пьер по ночам постоянно разговаривает по телефону. Оказалось, канадец звонил своей девушке, потом были телефонные счета на 12 тысяч долларов, а затем Мартин попросил отпустить его обратно. Пришлось отпустить, другого выхода все равно не было.

В процессе переговоров у вас непременно появляются конкуренты, способные попросту перекупить игрока. В этом случае нужно постараться убедить игрока в том, что ваш вариант более привлекателен.

Очень важно еще и то, чтобы игрок мог, что называется, унести свои деньги. У меня был случай, когда игрок объективно стоил 300 тысяч, но сам при этом хотел получать 700. Пришлось согласиться, и в результате эти деньги сыграли с ним злую шутку - через пару месяцев он искал новый клуб, а еще через месяц никто не брал его и за 100 тысяч. Эти 700 тысяч жутко давили на него, при этом я уверен, что за 300 он играл бы абсолютно нормально. Но игрок захотел больше денег, и в итоге не смог их унести.

Ролевые игроки

За океаном существует такое понятие, как ролевой игрок. В команде все завязано вокруг этого игрока, он всегда на первых ролях и практически не уходит с площадки. Таких игроков в одной команде не может быть много, и к их выбору нужно подходить крайне осмотрительно.

- Всем известно, что кто-то должен играть на рояле, а кто-то его носить, - говорит Леонид Вайсфельд. - К сожалению, в России не все это понимают. Яркий пример - прошлогоднее "Динамо". Обратный пример - сборная Чехии на чемпионате мира. Многочисленные динамовские звезды не смогли добиться ровным счетом ничего, тогда как сборную России, по сути, обыграли два человека: Вокоун и Ягр. В команде должен существовать баланс, и выдерживать его лучше всего получается, пожалуй, у "Ак Барса", в этой команде роли игроков распределены как нужно.

Часто на выбор в пользу того или иного клуба влияет фигура как раз ролевого игрока. Например, в "Атланте" такой игрок - Сергей Мозякин. Когда я предлагал кому-то перейти в подмосковный клуб, игрок перво-наперво спрашивал меня, будет ли играть в звене с Сергеем. Собственно, этим все сказано.

В последнее время все обсуждают переход Доминика Гашека в "Спартак". Сложно сказать, как будет играть чех, но в принципе ставка на него может сработать. Так что это вполне нормальное решение, учитывая, что в составе есть еще и Конобрий, который в случае чего сможет стать первым номером.

Тотальное безразличие

Ни для кого не секрет, что для достижения серьезных результатов необходима заинтересованность и профессионализм всех, кто имеет отношение к клубу. За свою менеджерскую карьеру Леонид Вайсфельд не раз в этом убедился, а также столкнулся с обратной ситуацией.

- Согласитесь, тяжело что-то сделать, когда ты предлагаешь какие-то идеи, а в ответ слышишь: да ты чего, зачем нам это нужно... Можно бесконечно долго рассказывать о том, как должна быть устроена система менеджмента, но когда сталкиваешься с тотальным безразличием людей ко всему, понимаешь, насколько тяжело будет что-то изменить. Остается надеяться, что со временем безразличных к спорту людей будет становиться все меньше и меньше.

Кирилл БЛАГОВ

Все новости >