Новости
18 июня 2010

Семен Горов: "Деньги – не цель, а награда за успех"

Известный украинский клипмейкер и продюсер Семен Горов провел мастер-класс для слушателей специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии" RMA.

О рецепте успеха в шоу-бизнесе

"Самый главный, на мой взгляд, секрет успеха в шоу-бизнесе, где, в отличие от бизнеса, скажем, строительного, все очень эфемерно, все основано на ощущениях, предвосхищениях, очень многое – на интуиции, это стремиться к тому, чтобы заниматься тем, что тебе действительно нравится. Именно стремиться, потому что в принципе это почти недостижимый идеал. И люди, которые его достигли, которые вообще были не склонны ни к каким компромиссам, они в принципе к шоу-бизнесу отношения уже не имеют, они ушли в чистое искусство. И это их выбор, причем сознательный: у них не будет широкой известности, не будет возможности покупать дорогие машины и особняки. Зато их ценят и уважают специалисты, и, может быть, они даже останутся в энциклопедиях.

Что касается меня: я в принципе поп-музыку не люблю. Но все равно ей занимаюсь. Потому что, во-первых, поп-музыка поп-музыке рознь. А во-вторых, те деньги, которые я зарабатываю на коммерческой музыке, я потом имею возможность вкладывать в те проекты, которые мне нравятся и от работы с которыми я получаю большое удовольствие. Вот, например, недавно мы с El Кравчуком сделали пластинку песен Вертинского, я его очень люблю. На запись 12 треков потратили 2,5 тысячи долларов. Потом попросили знакомого диджея, он на одну из песен сделал ремикс. Получилось уже более форматно, этот трек на радио стали крутить. Дальше – больше: нашли спонсора, который оплатил тираж пластинки и ее рекламу. И вот за короткое время диск уже четырежды окупился – принес 10 тысяч долларов. И думаю, еще принесет: потому, что это не коммерческий проект, который живет 5-6 месяцев. Эта пластинка будет актуальна и через три, и через четыре года.

 

Да, так вот, возвращаясь к теме... О чем я хотел сказать... О том, что в любом случае нельзя, работая, например, продюсером, испытывать к своему артисту отвращение, чувствовать, что, продюсируя его, ты впариваешь людям какую-то несусветную туфту. При таком самоощущении никакого успеха вы точно никогда не добьетесь.

И второй момент: занимаясь шоу-бизнесом, нельзя ставить во главу угла деньги. Деньги в шоу-бизнесе не цель, а награда за успех. Не садится же гонщик "Формулы-1" за руль с целью заработать миллион долларов. Нет, его задача – победить в заезде. Так же и изначальной целью артиста или продюсера не могут быть баснословные заработки. "Мне удалось записать пластинку, которая понравилась миллионам, которая как-то скрасила жизнь этим миллионам, помогла им", - вот какой должен быть ориентир. И если вы этой цели добьетесь, если вам действительно удастся создать хорошую музыку, от которой вы и сами кайфуете, то финансовый успех обязательно приложится".

О перспективах клипмейкерства

"Совершенно очевидно, что музыкальное видео уходит в интернет. Я помню первые сезоны MTV – это был настоящий underground. А теперь это семейный канал, к музыке относящийся уже весьма опосредованно.

Еще один момент – чисто финансовый. В интернете свои ролики вы можете выложить совершенно бесплатно. А на телевидении... Вот взять, к примеру, последний клип Топалова. Тысяч 70 долларов он стоит. Плюс столько же – ротация. Плюс туда-сюда... Ну, тысяч 200 набегает. Да в интернете за такие деньги вам такую рекламную компанию проведут – вы мировой звездой станете! И, для сравнения, тот же Налич. До последнего "Евровидения" телевизионного эфира – практически ноль, только интернет. И популярность – ну уж никак не меньше, чем у Топалова.

Кстати, по поводу стоимости клипов. Сейчас все стало значительно дешевле. С появлением цифровой камеры Red One отпала необходимость для достижения высокого качества изображения снимать непременно на кинопленку. При определенной обработке, композиции, движении камеры даже специалисты не всегда отличат сделанный с ее помощью материал от того, что был отснят на 16-миллиметровую пленку. В общем, если говорить усредненно, то клип очень приличного качества сейчас можно снять тысяч за 20 долларов.

Хотя я считаю, что хорошее видео можно сделать и практически бесплатно. Скажем, первый клип "Океана Эльзы" я снял за 2 тысячи долларов: с него, по большому счету, их популярность и началась. Это было 11 лет назад, в 1999 году, они тогда еще во Львове жили. А я как раз расставался с одной девушкой и временно жил у их продюсера. Он говорит: "Надо клип снять. Но денег нет. Вернее есть, но мало - 2 тысячи долларов". И, в общем, мы в эту сумму уложились. А еще из тех же денег купили тому самому продюсеру холодильник. Если помните, Вакарчук там поет, сидя в холодильнике. Вот это тот самый и есть".

О том, что во время съемок клипа является самым важным

"Очень важно, чтобы во время съемок клипа на площадке присутствовал человек, в голове у которого этот клип уже существует. Который понимает, что в итоге должно получится, на что это должно быть похоже, и как в клипе должен выглядеть артист. Словом, это должен быть человек, генерирующий некую идею и следящий за тем, чтобы реализована она была правильно.

Теоретически таким человеком может быть артист. Но артистов, имеющих какие-то идеи и знающих, как они хотят выглядеть в кадре, очень немного. Вот Земфира, та знает... Но большинство наших певцов и певиц совершенно не имеют актерских задатков и навыков (часто от продюсеров приходится слышать что-то вроде такого: "Вот девочка, поет замечательно, но в остальном дубовенькая"), а во-вторых от клипа хотят только одного: чтобы их после него узнавали на улицах.

Значит, таким человеком должен быть продюсер. Константин Меладзе, всегда очень четко ставит задачу. Помню, когда мы снимали для "Виа Гра" клип "Бриллианты", он сказал: "Они должны выглядеть так, как будто вышли на красную дорожку в Каннах". И мне после этого было работать легче, хотя я, как режиссер, конечно, тоже преследовал какие–то свои творческие цели. Мне, например, хотелось, чтобы девушки выглядели не только красивыми и сексуальными, но и умными. Чтобы они не смотрелись, как теперь говорят, "поющими трусами".

Впрочем, и продюсеры отнюдь не всегда могут четко сформулировать режиссеру свои пожелания. Очень часто приходится слышать: "Сними что-нибудь, как хочешь". Но на такое поддаваться ни в коем случае не стоит. Потому что в таком случае, когда клип будет уже готов, вам скорее всего придется выслушать, что "это совсем не то, чего мы хотели".

Выход тут может быть только один. Нужно выяснить, какие конкретно клипы каких конкретно артистов нравятся этому продюсеру, вместе посмотреть их и определиться с тем, хочет ли он, чтобы и его собственный ролик был снят в схожей стилистике, или предпочтет, чтобы в нее были внесены какие-то изменения или дополнения".

О том, как стать клипмейкером

"С чего тут начать? Начать, наверное, надо с того, что снять первый клип. Сделайте это хоть с помощью мобильного телефона. Смонтируйте. Сравните с тем, что делают люди более опытные. Тогда, по крайней мере, вы точно поймете, что у вас не получилось. И еще – что тоже очень важно – у вас пропадет желание огульно критиковать других".

Петр БРАНТОВ

Все новости >