Новости
Выбор факультета
03 июля 2010

Яна Лапутина: "По сути, индустрия красоты - это продажа мифа"

- Я очень волнуюсь, - говорит Яна Лапутина, ожидая слушателей факультета "Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе" RMA в лекционном зале на Старом Арбате. - Конечно, за время работы на телевидении я ко многому привыкла, но ведь лекция - это совсем другое, от тебя ждут представление в ином образе.

На свою первую лекцию Яна приходит вместе с мамой Викторией Игоревной. Опытный врач-психотерапевт, она ставит под сомнение состоятельность психологии, которую дочь изучала в университете. На этой почве время от времени возникают жаркие дискуссии, результат которых неизменно один - и Яна, и мама остаются при своем мнении. Вообще, мама решила поддержать дочь во время дебюта в качестве преподавателя, как когда-то поддерживала во время первых прямых эфиров.

Лекция начинается с краткого знакомства со слушателями, большая часть которых - девушки, которые в будущем видят себя управляющими или владельцами салонов красоты. По большому счету такая позиция легко объяснима, ведь именно это направление бизнеса за последние десять лет показало себя феноменально успешным.

- Что заставляет человека приходить на прием к терапевту или вызывать скорую помощь? - задается вопросом Яна. - Разумеется, необходимость. По большому счету, это вопрос жизни и смерти. А теперь давайте подумаем, что движет людьми, которые делают маникюр, наращивают ресницы, увеличивают грудь?

- Для многих это тоже вопрос жизни и смерти.

- Согласна, такая форма зависимости действительно существует. Но ведь жизнь от этого качественно не меняется. К чему я об этом говорю? Вам не кажется, что то, чем занимается индустрия красоты - по сути, продажа мифа?

- Но ведь человек получает эмоции, становится уверенным в себе, а это очень важно.

- Да, но здесь опять же нужно понять, что это: действительно наша точка зрения или навязанная потребителю тенденция. Пожалуй, наибольшее количество комплиментов девушки получают на пляже или когда делают необычную прическу и выразительный макияж. С другой стороны, мужчины говорят о том, что вы красивы и утром, когда вы только-только проснулись. Получается, что макияж, укладки и все остальное - это бутафория?

Впрочем, индустрию красоты Яна Лапутина считает направлением очень интересным, хоть и изначально безыдейным. Всевозможные тренды прививают люди, которые решили связать свою жизнь с этой индустрией и получается у них это настолько удачно, что сегодня ни одна женщина не может спокойно пройти мимо салона красоты, хотя еще десять лет назад всего этого не было.

- Сегодня индустрия красоты включает в себя четыре направления: пластическую хирургию, косметологию, салонный бизнес и СПА, - отмечает Яна Лапутина. - У каждого их этих направлений есть свои преимущества и недостатки.

В двухтысячных Россия и Москва, в частности, получила статус мекки пластической хирургии. Уже тогда люди были готовы платить сумасшедшие деньги, а очереди в операционные выстраивались на месяц вперед. Сейчас количество клиник пластической хирургии растет неимоверными темпами, и посчитать их попросту не представляется возможным. Пластическими хирургами хотят стать все больше и больше выпускников медицинских институтов.

- Женский бюст стал культом во время Второй мировой войны, - рассказывает Яна. - Ни для кого не секрет, что японки обладают довольно плоскими телами, а американские солдаты искали чего-то более привычного им по ощущениям. В результате японские женщины не нашли ничего лучше, кроме как вводить в грудь свиной жир. Понятно, что ничем хорошим это не заканчивалось, но первые попытки изменения формы груди были зафиксированы именно тогда.

Пластическая хирургия - отрасль хоть и опасная, но очень привлекательная с точки зрения открытия собственного бизнеса. Несмотря на огромный бюджет, который требуется для запуска клиники, инвестиции возвращаются достаточно быстро. При хорошем раскладе клиника может окупиться за 1.5-2 года, но это произойдет только в том случае, если все правильно спланировано и рассчитано, а на работу приглашены известные хирурги. Роль личности хирургов нельзя недооценивать - известны случаи, когда клиники с большими бюджетами терпели неудачи из-за того, что делали ставки на неизвестные имена, которые рано или поздно уходили делать собственный бизнес.

- Еще несколько лет назад клиентами клиник считались очень богатые люди, но многочисленные исследования показали, что это совсем не так, - говорит Яна Лапутина. - Около 13 процентов годового бюджета российских женщин уходит на индустрию красоты, и этот показатель значительно выше, чем в Европе. Россия уже давно справедливо считается страной, помешанной на красоте. Специалисты Chanel выявили, что наши женщины готовы экономить на чем угодно - продуктах, рубашках для мужа, детском саду - только не на уходе за собой. Именно поэтому обороты индустрии постоянно увеличиваются.

В середине девяностых косметология была тесно связана с пластической хирургией. Сегодня это отдельная сфера услуг, которая делится на ручную и аппаратную. Будущее, как признают специалисты, именно за аппаратной косметологией. Сегодня она успешно конкурирует с пластической хирургией - проблемы, которые десять лет назад решались только с помощью скальпеля, сегодня решаются с помощью аппаратного воздействия, если, конечно, с вами работает хороший специалист.

- Анализ рынка показывает, что клиник аппаратной косметологии становится все больше и больше, - рассказывает Яна Лапутина. - Причина ясна - все это гораздо проще пластической хирургии, а в отдельных случаях значительно эффективнее. На рынке постоянно появляются новые аппараты, которые при этом окупаются в среднем за 3-5 месяцев. Так что это также очень интересное с точки зрения направление, которое может быть частично реализовано в салонах красоты.

Салоны красоты - бизнес очень прибыльный, с внушительным оборотом и ежегодным ростом в 25-30 процентов. Ежегодно открывается около трех десятков новых салонов, и их основное преимущество перед теми же клиниками пластической хирургии заключается в безопасности. Далеко не каждая девушка решится лечь на операцию, но уж маникюр сделает непременно.

Салоны красоты делятся на несколько видов: эконом и средний класс формируют большую часть рынка. Далее следуют салоны класса люкс.

- Пять процентов рынка приходится на мой "любимый" сегмент, - говорит Яна, выводя на доске всем хорошо знакомые буквы VIP. - Это история из разряда "эксклюзивно", "элитно", "только у нас" и "вчера привезли". В таких салонах не стесняются устанавливать наценку в 300-400 процентов, и маникюр там стоит около 10 тысяч рублей, хотя я не понимаю, как такое вообще может быть. На мой взгляд, это просто смешно. Такая же ситуация существует и в пластической хирургии - в VIP-клинике грудь увеличивают за 1 миллион, тогда как стоит это 200-250 тысяч.

Наконец, четвертое направление в индустрии красоты - СПА. Это услуги лечебного характера, которые должны улучшать состояние человека, тонизировать, помогать отдыхать, направлять энергию в нужное русло.

- В принципе, философия СПА сама по себе хороша, это помогает абстрагироваться от всех проблем большого города, - говорит Яна Лапутина. - Более того, все это еще и очень эффективно, если все делать правильно. И все бы ничего, но СПА в России не отвечает общепринятым стандартам. Присутствие этого сегмента на рынке обусловлено исключительно спросом. То есть мы возвращаемся к тому, о чем я говорила в самом начале - продаже мифа. И все же, какими бы мы умными и продвинутыми ни были, как бы во всем ни разбирались, первое, что сделаем, когда увидим у подруги красивый маникюр, - побежим в салон красоты и сделаем то же самое. Это женское мышление, и на нем можно очень хорошо заработать.

Кирилл БЛАГОВ

Все новости >