Новости
Выбор факультета
30 июля 2010

"За океаном все выстраивается вокруг эффективности"

После окончания специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" RMA Анна Вашурина решила продолжить обучение спортивному менеджменту и на два года перебралась в США. О реальном бизнесе, различиях в менталитете, двойной мотивации, американских просчетах и российской перспективе Анна рассказала в интервью сайту RMA.

- Когда я решила продолжать обучение, вопросов с тем, куда отправиться не возникало, - рассказывает Анна. - Выбор пал на мекку спортивного менеджмента - США. Ни для кого не секрет, что за океаном огромное количество университетов, где есть программы спортивного менеджмента, поэтому пришлось довольно долго выбирать, и в итоге выбор пал на университет города Нью-Хейвен, где у меня была специализация на управлении спортивными сооружениями. В этом университете я была только первый год, где получила степерь Магистра, а во второй год получила Профессиональный Сертификат в Университете Нью-Йорка со специализациями в спортивном маркетинге и финансах.

- В чем заключается принципиальное отличие американского и российского подходов к управлению спортивными сооружениями?

- Главное отличие, пожалуй, в том, что за океаном все выстраивается вокруг эффективности. То есть представить, что какая-то арена будет долго простаивать, как это зачастую происходит России, попросту невозможно. Там к спортивному бизнесу относятся также, как к любой другой отрасли бизнеса. Соответственно, стадионы постоянно должны работать и безостановочно приносить доход: если нет матчей, то там проводят концерты, конференции и прочие массовые мероприятия, которые неизменно собирают по 40-50 тысяч человек. Доход стадионам приносит не только реализация билетов, но и многосторонние программы управляющих компаний по привлечению спонсоров и зрителей для увеличения доходов. Изучить и понять эту методику и было одной из моих главных целей продолжения образования в США.

- Тогда в чем проблема России? Почему у нас 30-тысячный “Локомотив” полностью заполняется один-два раза за сезон? Про “Лужники” и говорить не приходится.

- Думаю, дело в том, что у нас перед людьми, которые управляют стадионами, задача зарабатывать, как таковая не стоит. Заполнился стадион - хорошо, не заполнился - ничего страшного. Кроме того, это еще и вопрос менталитета. Наверное, 8 из 10 американцев предпочтут пойти на какое-то спортивное мероприятие, а не в кинотеатр, несмотря на существенную разницу в цене. У нас, напротив, спорт пока не выдерживает конкуренции со стороны других развлечений, особенно в Москве.

- Что тогда делать? Первое, что приходит в голову - уволить всех людей, у которых нет мотивации.

- Дело действительно в мотивации. За океаном она мало того, что запредельная, так еще и комплексная: все тесно связано. Это хорошо видно на примере университетского спорта. Чтобы игра команды университета попала в прямой эфир, ее стадион должен быть заполнен не менее, чем на 85 процентов. То есть менеджеры мотивированы вдвойне: продажа как можно большего числа билетов мало того, что приносит прямую прибыль, так еще и дает возможность попасть на телевидение со всеми вытекающими. Если же продали мало билетов, то и денег не заработали, и на телевидение не попали – эта игра в таких случаях снимается с эфира и заменяется игрой другого университета.

- И при этом ни о какой бесплатной раздаче билетов речь, конечно же, не идет.

- Да, в бесплатной раздаче билетов нет бизнеса, поэтому это вариант не для Америки. Если менеджеры чувствуют, что билеты плохо продаются (экономический кризис, конечно, повлиял и на индустрию спорта), разрабатывается новая, более гибкая, ценовая политика на билеты, включая специальные пакеты и программы для детей, семей, инвалидов, ветеранов и ВИП гостей. В плане билетных программ в США вообще все отлажено идеально. Если говорить об ошибках и просчетах, то в голову приходит разве что билетная программа бейсбольной команды “Нью-Йорк Янкиз”. Открыв новый стадион в прошлом году, менеджеры “Янкиз” ошиблись с ценами - сделали их чрезмерно высокими, понадеявшись на силу бренда клуба и его популярность. Люди, которые тогда весьма ощутимо чувствовали последствия мирового финансового кризиса, не смогли себе позволить покупать билеты и абонементы, и множество мест на трибунах оставались свободными. От этого начала страдать и телевизионная картинка, и в результате клубу пришлось пересмотреть ценовую политику.

- Российская спортивная индустрия в перспективе может стать похожа на американскую?

- Это очень большой и серьезный разговор, но в это очень хочется верить. У нас уже сейчас есть амбициозные молодые специалисты, понимание суть проблем, и примеры реально работающих концепций и технологий. Хочется надеяться, что строящиеся в настоящее время клубные стадионы и спортивные площадки позволят менеджменту клубов добиться их эффективного использования. Главное - чтобы всему этому дали шанс, и тогда все станет возможным.

Кирилл БЛАГОВ

Все новости >