Новости
Выбор факультета
06 октября 2010

Суровый бой ведет ледовая арена

Почему "Арена Мытищи", также как и подавляющее большинство российских спортивных сооружений, пока не приносит прибыли? И как сделать так, чтобы эту ситуацию исправить? Речь об этом шла во время выездного занятия, которое для слушателей специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" провели ведущие менеджеры одного из лучших спортивно-развлекательных комплексов Москвы и Подмосковья, двое из которых, Владимир Гутин и Дмитрий Орлов, сами нет так давно были слушателями RMA.

Для начала – немного справочной информации. Дающей некоторое представление о том, откуда есть пошло государственное унитарное предприятие "Арена Мытищи", что оно из себя представляет и чего от него ждать можно, а чего, пожалуй, не стоит.

Итак, год открытия: 2005.

Количество ледовых площадок – две (игровая и тренировочная). В 2007 году "Арена Мытищи" совместно с ледовым дворцом "Мегаспорт" принимала игры московского чемпионата мира по хоккею.

Вместимость зала на основной арене: 6430 зрителей. Возможность проведения хоккейных игр, соревнований по фигурному катанию, спортивным танцам, баскетбольных, мини-футбольных, волейбольных, боксерских матчей, а также всевозможных концертов, шоу и выставок. Полный комплект звукового (40 кВт), светового и телевизионного оборудования (во время концертов за счет обустройства стоячего партера вместимость зала может повышаться до 9 тысяч человек). На последнем конкурсе российских спортивно-развлекательных сооружений "Арена Мытищи" была отмечена специальным призом "За лучшую инфраструктуру" и до последнего боролась со столичным "Мегаспортом" за победу в главной номинации, упустив ее лишь ввиду слишком значительной разницы во вместимости арен ("Мегаспорт" может единовременно принять без малого 14 тысяч зрителей).

Количество раздевалок - 9: две больших, 400 и 300 квадратных метров, для основной и молодежной команды базирующегося на арене клуба КХЛ "Атлант", остальные поменьше, площадью по 80 квадратов. Главная хозяйская раздевалка оборудована сауной, массажным и медицинским кабинетами, джакузи с холодной и горячей водой.

Площадь тренажерного зала: 100 квадратных метров.

Общая площадь расположенных по периметру арены банкетных залов – 460 квадратных метров.

Количество VIP-лож (sky boxes): 27. Вместимость каждой: 10-12 персон. Площадь – 30 квадратных метров.

Количество обслуживающего персонала по штатному расписанию: 91 человек. Клининговые и охранные услуги, а также организация общественного питания отданы администрацией арены на аутсорсинг.

Помимо "Атланта" арена "Мытищи" является постоянным местом тренировок для двух детско-юношеских спортивных школ: школы фигурного катания (200 человек) и хоккейной школы Олимпийского резерва (530 детей и подростков).

Вот поэтому, из-за этих самых школ, "Мытищи", кстати говоря, и являются типичным российским спортивным сооружением. В том смысле, что как и подавляющее большинство подобных комплексов, подмосковная арена, несмотря на свой вполне себе современный уровень и богатые технические возможности, не приносит ровным счетом никакой прибыли. Она, напротив, глубоко убыточна: ежегодно расходы на ее содержание превышают заработки больше, чем на 100 миллионов рублей.

Почему так? Здешнее руководство говорит: "Потому, что когда мы открывались, то рассчитывали быть спортивно-развлекательным сооружением. А стали в итоге – спортивно-тренировочным". И поясняет, что пять лет назад планировалось, что хоккейная школа Олимпийского резерва потренируется-потренируется в "Мытищах" да и переедет в свой ледовый дворец, специально для нее построенный. Но дворца этого до сих пор как не было, так и нет. Так что юные хоккеисты, все 530 человек, по-прежнему обретаются в "Мытищах". Плюс, напомню, главная команда "Атланта". Плюс молодежная. Плюс фигуристы. Плюс, уже совсем ночью, часов с десяти до двух, любительские хоккейный команды, арендующие лед для того, чтобы погонять шайбу в свое удовольствие. В общем, занят дворец практически круглосуточно, загружен под завязку от заката до рассвета.

Теперь считайте сами: спортивные школы – это, как принято выражаться, социалка. На них не заработаешь. "Атлант" свою аренду, понятно, платит, но в "Мытищах" он играет в среднем по четыре матча в месяц, так что и взрослые хоккейные профессионалы для арены – отнюдь не золотое дно. Остаются, значит, любители. Но не спасают и они. Потому, что час аренды льда для этих самых любителей стоит от 9 до 12 тысяч рублей, больше доморощенные мытищинские игроки за него платить не в состоянии, проверено: поставишь цену выше – вообще ходить перестанут. И это при том, что себестоимость льда для самих "Мытищ" - 26 тысяч. Тех же рублей, за тот же час. Какие тут могут быть заработки? Если за одно только электричество, без которого, сами понимаете, площадку не зальешь, арена должна платить что – то около 2 миллионов рублей ежемесячно?

Теоретически положение могли бы спасти те же самые концерты и шоу. И главное, нельзя сказать, что их тут совсем не проводится. Выступали в "Мытищах" и "Любэ", и Басков, и Кузьмин. Авербух катался со своим "Ледниковым периодом". А недавно вот даже кинологическая выставка прошла. Но – нет, знаете ли, должной интенсивности: подсчитано, что окупаться местное хозяйство может при наличии 15-16 масштабных культмассовых мероприятий в месяц, а откуда же им взяться, где эти мероприятия проводить, если все пригодные для них площади постоянно заняты?

Сейчас выход видится как раз во введении в эксплуатацию дополнительных площадей: совсем уже в обозримом будущем в "Мытищах" должно начаться строительство еще одного тренировочного катка, совмещенного с тысячеметровой разминочной зоной. Будет этот проект реализован – удастся разгрузить под другие цели главный зал.

Впрочем, неправильно было бы думать, что администрация "Мытищ" уповает исключительно на новую площадку, а пока ее нет сидит сложа руки. Всевозможные способы заработка используются ею и сейчас. В первую очередь речь идет о доходах от аренды: в "Мытищах" уже работает магазин хоккейной амуниции, центр йоги, салон красоты. В скором времени здесь должны появится фотосалон и фешенебельный бар... Или вот другая тема – продажа VIP–лож. До недавнего времени дела с этим здесь обстояли совсем неважно. Еще в прошлом сезоне на хоккейных матчах из 27 скайбоксов продавались в лучшем случае четыре. А теперь регулярно заполняются все.

Добиться этого удалось путем предложения клиентам дополнительных услуг. Прежде выкупить ложу на один матч стоило 15 тысяч рублей и за эти деньги граждане только и могли, что рассесться по персональным креслам и посмотреть хоккей в относительно интимной обстановке. Теперь за одну игру в "Мытищах" просят 18 тысяч, зато и предлагают побольше: в данную сумму входит заказ в ресторане на 2 тысячи, парковка для четырех автомобилей, а также возможность обратной доставки четырех человек до дома на такси на тот случай если любители хоккея за его просмотром решат отдохнуть по полной программе.

На сезон такой абонемент обойдется в 540 тысяч рублей, причем за эти деньги вы сможете понаблюдать как за играми регулярного чемпионата КХЛ, так и за матчами плей-офф.

Возможны и другие варианты: например, покупаете не просто вип-абонемент, а абонемент VIP Classic. Стоит он 450 тысяч и дает владельцу возможность посещения игр регулярного чемпионата и всех концертов, шоу и выставок. А то и вовсе можно снять ложу под офис, за 45 тысяч в месяц. И помимо четырех парковочных мест, безлимитного интернета, 10-процентной ресторанной скидки и билетов на 4 хоккейных матча, получить еще и право разместить свою рекламу на самой ложе, ограде дворца, а также в мытищинской "Якитории", "Ква-Ква парке" и кинотеатре XL.

Согласитесь, условия неплохие. За такие и заплатить не жалко.

Николай КИСЕЛЕВ

P.S. Инновационно-образовательная компания RMA и специализация "Менеджмент в игровых видах спорта" выражает благодарность за проведенное занятие исполнительному директору "Арены Мытищи" Людмиле Долматовой, начальнику коммерческого отдела Владимиру Гутину и администратору билетного отдела Дмитрию Орлову.

Все новости >