Новости
25 октября 2010

Об электронной коммерции замолвите слово

Во всем мире существует очень пространное и отчасти даже философское представление о том, что такое электронная коммерция. Для среднестатистического американца это не что иное, как eBay. Точно так же, как для россиянина поиск - это Яндекс. Электронная коммерция постоянно требует развития новых, удобных способов платить за товары и услуги мгновенно, дешево и не выходя из дома. Последний кризис только усилил интерес бизнеса — банков, торговых площадок и поставщиков различных услуг — к дистанционным способам работы с населением. О проблемах банковской инфраструктуры, о средствах и структуре оплаты услуг, о путанице с мобильными платежами и многом другом шла речь на встрече генерального директора компании "Яндекс.Деньги" Евгении Завалишиной со слушателями специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA.

Восприятие электронной коммерции как средства для решения коммерческих задач в России осложняется несколькими факторами. Страна, очевидно, ощущает нехватку банковских представительств: в 2008 году на 100 тысяч человек приходилось 3,2 банковских отделения (это существенно меньше, чем в Европе). При этом сеть банковских филиалов за последние годы увеличилась в разы, а количество банковских карт — в десятки раз. Но суть от этого не изменилась — объем платежных операций, совершенных по картам, перестал существенно расти после того, как достиг отметки в 7%. Получается, что львиная доля — 93% — операций с картами сводится к снятию наличных через банкомат. Не менее сложная ситуация с интернет-банкингом.

- Для начала нужно понять, что идеальных способов платежа не существует в принципе, — отметила Евгения Завалишина. — Каждый из существующих способов будет удобным в одном случае, но в другом уже не будет являться таковым. Казалось бы, в качестве самого удобного способа платежа в первую очередь должны рассматриваться банки, но это не актуально для российской банковской инфраструктуры. Отчасти эту проблему можно было бы решить с помощью Direct Debit — системы, позволяющей организациям списывать средства со счетов клиентов банка. Так, списывание ежемесячных коммунальных платежей давно и успешно практикуется в Европе, но в России эта идея по-прежнему не реализована.

Подобный уровень развития банковской системы влияет на восприятие и адаптацию технологий, которые на Западе давно интегрированы в бизнес-процесс и приносят результат. С начала кризиса у нас появились небольшие позитивные изменения, и сейчас за показатели электронной коммерции в России хотя бы не стыдно, но принципиально положение дел пока не поменялось.

- Когда речь заходит о платежах, все кажется предельно простым: заплатил деньги — получил товар или услугу. На самом деле не все так просто, — объяснила Евгения Завалишина. — Операция платежа состоит из нескольких стадий. Сначала возникает предмет оплаты, затем предъявляется счет за него, происходит формирование заказа, авторизация покупателя, перевод денежных средств, формирование отчетного документа и, наконец, реконсиляция (процесс сверки суммы) платежа.

Рассмотрев основные виды платежей, Евгения Завалишина предложила слушателям специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA решить несколько практических кейсов. В частности, студенты должны были определить наиболее удобные способы платежа для интернет-магазинов бытовой техники, для сайтов многопользовательских онлайн-игр, для интернет-провайдеров, для частных предпринимателей, предлагающих через интернет уникальные товары. Слушатели RMA получили рекомендации по применению конкретных средств платежей для проектов, над которыми они работают в данный момент.

Генеральный директор Яндекс.Денег отдельно рассказала про мобильные платежи — сегмент, который, с одной стороны, развивается очень активно, а с другой стороны, это стремительное развитие происходит на фоне противоречий, путаницы и неразберихи.

- Говоря о мобильных платежах, люди зачастую имеют в виду операции, производимые со счетами мобильных операторов, — отметила Евгения Завалишина. — Более того, в пример России часто ставится Япония, где на самом деле все организовано не так, как нам это представляют.

Итак, понятие мобильного платежа подразумевает три различные идеи. Во-первых, платеж со счета мобильного оператора — когда, пополнив счет, вы можете оплачивать другие услуги. Во-вторых, это платеж через мобильные версии различных сайтов (то есть счет мобильного оператора к такому платежу уже не имеет непосредственного отношения — оплата идет с помощью банков, Яндекс.Денег или других средств платежа).

Наконец, третий тип платежа — именно он и применяется в Японии. Ни деньги, ни мобильная связь с ним уже никак не связаны. Речь идет о технологии Near Field Communication (NFC) — беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая обеспечивает обмен данными между устройствами, находящимися на небольшом расстоянии. Телефон здесь используется просто как электронное устройство с батарейкой. При этом в аппарат встраивают специальный чип, через который устанавливается соединение с платежным терминалом, считывающим необходимую информацию. По сути, это аналог бесконтактной карточки для оплаты проезда в метро, только с расширенным функционалом.

Заключительная часть занятия Евгении Завалишиной, которое состоялось в офисе Яндекса, прошла в формате обмена мнениями и идеями. Полученные знания слушатели специализации "Менеджмент в сфере интернет-технологий" RMA смогут применить уже в ближайшее время — в процессе работы над дипломными проектами, до защиты которых осталось не так много времени.

Кирилл БЛАГОВ

Все новости >