Новости
Выбор факультета
30 января 2007

Минимаксималист

Однажды президенту мини – футбольного клуба «Динамо» (Москва) Константину Еременко сообщили, что в команде случилась беда: один из лучших ее футболистов, бразилец Жоан, готов в любой момент сбежать на родину, наплевав на действующий контракт. Президент Еременко, которому в тот момент как раз надо было спешить на чрезвычайно важную встречу, все-таки улучил минуту для встречи с Жоаном. Кудесник мяча рыдал неподдельными слезами и уверял босса, что отъезд его неизбежен и ничто в России его не удержит: дескать, Присцилла с Принцессой так по нему истосковались, что если что-то срочно не предпринять, то добром это не кончится. «Подожди, - сказал президент Еременко футболисту Жоану, - эти Присцилла с Принцессой, они кто?» Тут бразилец достал фотоальбом и принялся листать его: «Это мама, это папа…» Таким образом он очень скоро добрался до фотографии двух пуделей. «Вот, - скорбно потупясь, сказал футболист Жоан, - вот они, это Принцесса, а это – Присцилла». Эту историю Константин Еременко рассказал слушателям ГУУ, обучающимся по программе «Менеджмент в игровых видах спорта» (разработана специалистами инновационно – образовательной компании RMA) вовсе не смеха ради. А для того, чтобы на жизненном примере показать, что всякий президент спортивного клуба должен быть не черствым и бездушным функционером, а, напротив, тонким и чутким психологом, имеющим человеческий подход ко всякому подопечному. Мастер – класс великого спортсмена назывался: «Актуальные вопросы развития мини – футбола в России». «А чем история с Жоаном закончилась?» -- поинтересовались студенты. «Ну, чем? - ответил Еременко. – Успокоили мы его, конечно. Собаку купили…»                
                                                                                                        
Справка: Константин Еременко. Родился в 1970 году в Днепропетровске. Президент мини – футбольного клуба «Динамо» (Москва). Вице – президент Ассоциации мини – футбола России. Представитель администрации Воронежской области в Совете Федерации. В бытность игроком выступал за мини – футбольный клуб «Дина» и сборную России. Лучший бомбардир в истории клуба (972 гола) и национальной команды (122 гола). Всего в официальных матчах Еременко забил 1132 мяча. Чемпион России (1993--2000). Семикратный обладатель Кубка России. Двукратный обладатель Кубка высшей лиги. Трехкратный победитель Турнира европейских чемпионов (1995, 1997, 1999), обладатель Межконтинентального кубка (1997). Чемпион Европы (1999). Серебряный призер чемпионата Европы (1996). Бронзовый призер чемпионата Европы (2001). Бронзовый призер чемпионата мира (1996). В качестве президента минифутбольного клуба «Динамо» (Москва) -- четырехкратный чемпион России (2002 – 2006), двукратный обладатель Кубка России (2003, 2004), дважды серебряный призер Кубка УЕФА (2005, 2006). Константин Еременко признан лучшим мини – футболистом XX века.
 
Как создавалось мини-футбольное «Динамо»?
Еще в самом начале встречи Еременко справился: «Мы как, о настоящей жизни будем говорить, или о том, как она в теории устроена?». «О настоящей, конечно», -- откликнулись студенты. И задали первый вопрос, отчего Еременко предпочел президентство в мини – футбольном клубе карьере тренера? И как вообще создавалось мини-футбольное «Динамо»? На этот – как, впрочем, и на все остальные вопросы – гость отвечал неформально: иногда на несколько секунд задумывался, тщательно подбирал слова и было видно, что ответить Еременко старается максимально честно, полно и так, чтобы те, кто задает вопрос, могли реально воспользоваться его знаниями
«Тренером я никогда быть не хотел. Я очень эмоциональный, а тренеру это качество на пользу не идет. Я, например, еще когда играл, очень остро реагировал на ошибки партнеров – ну непонятно мне, почему кто – то что – то делает не так, почему кто – то не может играть так, как я могу? А хороший тренер, особенно если он еще и большим игроком был, не должен сердится на игроков за то, что они на поле не могут повторить того, что он в свое время мог: он должен понимать, что есть вещи, которые просто не всем даны… Но в то же время я всегда приглядывался, старался подсмотреть какие – то моменты, касающиеся организации мини – футбола в целом: еще играя, задумывался над тем, что бы я в той или иной ситуации, в которой мой клуб оказывался, сделал, что сделал бы не так, что – лучше? Поэтому когда закончил играть, решил создавать свой клуб. У меня уже был бизнес, и на заработанные средства я смог приобрести у Газпрома мини-футбольный клуб «ГКИ – Газпром», который потом переименовали в «Динамо» (Москва). Как я получил этот брэнд? Сначала Центральный совет «Динамо», конечно, хотел, чтобы я его купил, но я им сказал так: «Если я в течение трех лет не выиграю с «Динамо» два чемпионата страны и не сделаю его базовой командой сборной, тогда я вам заплачу. А если выиграю и сделаю, то бренд мой будет». В итоге я слово сдержал – первое золото чемпионата России мы взяли в первом же сезоне. Так что теперь я «большому» «Динамо» плачу только по 15 тысяч рублей в год – за использование брэнда».
 
В чем причина столь стремительного успеха мини-футбольного «Динамо»?    
Я считаю, что в первую очередь это объясняется некоторыми особенностями «Динамо». Дело в том,что я - один из немногих президентов, которые реально руководят своим клубом. Для сравнения: в «большом» футбольном «Спартаке» председателем совета директоров является Леонид Федун, хотя всем ясно, что текущая руководящая работа целиком и полностью лежит на плечах гендиректора Сергея Шавло. Я же, как номинально первое лицо в клубе, являюсь им и по факту: постоянно присутствую на тренировках, интересуюсь трансферной политикой, сам отсматриваю игроков: и это при том, что в клубе есть два специалиста – селекционера, ориентированных на поиск интересных игроков только в «большом» футболе. Словом, я, и только я, принимаю все важнейшие решения, и во все вмешиваюсь: по другому и быть не может, поскольку я – опять – таки один из очень немногих известных мне президентов, которые вкладывают в свой клуб свои собственные деньги. Но зато этой возможности – во все вмешиваться – лишены все остальные сотрудники клуба: эта позиция закреплена отдельной строкой в их контрактах. Например, гендиректор «Динамо» не имеет права влезать в тренировочный процесс, а, скажем, старший тренер - в работу PR – службы.
Каковы источники дохода мини-футбольного «Динамо»?
Их несколько. Наши самостоятельные заработки связаны, во – первых, с продажей прав на телетрансляции. В свое время игры с участием нашей команды показывало НТВ плюс, теперь – телеканал «Звезда». Еще один источник дохода связан с открытой нами детско – юношеской школой. Мы будем готовить профессиональных минифутболистов и тех из них, кто по тем или иным причинам не подойдет нашему клубу, станем продавать конкурентам. Для справки: цена минифутболиста на российском рынке в зависимости от его квалификации составляет от 50 до 700 тысяч условных единиц.
 
Насколько, по вашему, участие крупного бизнеса в финансировании российского спорта обусловлено влиянием так называемого административного ресурса?
Влияние административного ресурса на потенциальных спонсоров профессионального спорта переоценить невозможно. Ни для кого уже не секрет, что зачастую власти прямо указывают бизнесменам на то, какие клубы или, например, федерации, им необходимо профинансировать, и возможности отказаться от таких «предложений» у бизнеса, прямо скажем, немного. Апофеоз административного ресурса применительно к спорту пришелся на год 1000 – летия Казани, в который местному хоккейному клубу АК Барс была поставлена задача во что бы то ни стало завоевать российское золото. В тот год официальный бюджет «барсов» в полтора раза превысил бюджет New York Rangers, самого богатого клуба НХЛ. С другой стороны, зачастую крупный бизнес финансирует профессиональный спорт, видя в нем некий социальный проект. Пример – находящийся на содержании «Норильского никеля» одноименный минифутбольный клуб. Вы бывали в Норильске? Я был два раза, и больше не хочу. Климат, экология там ужасные. Минифутбол – чуть ли не единственная отдушина местного населения, и совладелец «Норникеля» Михаил Прохоров это понимает, потому что если бы не понимал, этой команды давно бы уже не было.  
 
Вы сказали, что президент клуба должен быть не только жестким руководителем, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти, но и психологом, умеющим по человечески поговорить с каждым своим подопечным. Исходя из этого, случись в вашей команде конфликт, подобный тому, что случился в «большом» «Спартаке» между тренером Старковым и футболистом Аленичевым, как бы вы поступили?   
Мы с Димой друзья. Это с одной стороны. Но с другой, я давно взял себе за правило не составлять общей картины происходящего со слов лишь одной участвующей в событиях стороны. Практически все, что я знаю об упомянутом вами конфликте, я знаю с Диминых слов. Старкова я не слышал, и поэтому более или менее объективно судить о происшедшем не могу. А случись такое в моей команде, я внимательно выслушал бы обоих – и тренера, и игрока. И потом принял бы решение. Что же касается Димы – безотносительно его конфликта со Старковым – то мое мнение таково: футболистов калибра Аленичева – многократного чемпиона России, обладателя Кубка УЕФА, победителя Лиги чемпионов – у нас больше нет. Он один такой, и поэтому, наверное, он мог рассчитывать на более уважительное к себе отношение, чем то, что было продемонстрировано к нему в реальности.  
 
Как строятся отношения ваши и вашего клуба с РФС, в который входит Ассоциация мини – футбола, и лично Виталием Мутко?
У нас нормальные рабочие отношения. У Виталия Леонтьевича есть мой телефон, если ему что-то нужно узнать, сообщить, уточнить, согласовать, он мне звонит. То же самое могу сказать и о себе. Если вы хотите спросить, не вмешивается ли РФС в деятельность мини-футбольной Ассоциации, нет ли со стороны Союза какого – либо давления, то скажу, что нет. Бюджет ведущих мини-футбольных клубов России на данный момент составляет от 3 до 12 миллионов условных единиц, то есть это достаточно серьезные бизнес – структуры и давить на них проблематично. Что же касается вмешательства в дела Ассоциации, то оно отсутствует, видимо, потому, что в делах этих царит полная внятность и порядок. К слову, и того, и другого здорово прибавилось после того, как мы ликвидировали такую организацию, как мини-футбольная Суперлига. В ее рамках клубы не могли договориться почти ни о чем: очень большую роль играли личные симпатии и антипатии. Нередки были случаи, когда представители клуба, который, как им казалось, «засудили», условно говоря, в Щелково, выступали с заявлениями о том, что раз с ними так нехорошо обошлись, то они впредь не одобрят ни одной инициативы, исходящей от «врагов», пусть даже разумной и дельной. На мой взгляд, примерно то же самое мы сейчас наблюдаем в «большой» футбольной Премьер – лиге. Чего стоит один только случай, когда наши клубы, игравшие в Лиге чемпионов, пытались договориться со своими соперниками по последнему туру о переносе игр, и получили отказ по абсолютно формальным основаниям. Итог всем известен. А ведь это наш общий, российский футбол, и те же ЦСКА и «Спартак» борются за очки в еврорейтинге для всей России.
 
Насколько, на ваш взгляд, развитию минифутбола мешает проблема неквалифицированного судейства и договорных матчей?
Вот тут я призвал бы всех быть максимально острожными и, не имея на руках абсолютно точных доказательств, не говорить о том, что тот или иной матч был договорным. Дело в том, что бездоказательные утверждения наносят очень большой вред, причем вовсе не тем, кто играет в эти игры, а всему нашему футболу. Эти разговоры отвращают от него спонсоров, в первую очередь крупных. Большие деньги любят тишину, они не терпят скандалов. Представьте, что тот же, условно говоря, Росгосстрах, ставший спонсором всех крупнейших футбольных соревнований на территории России, под впечатлением от бесконечных разговоров о творящемся в нашем футболе беспределе, расторгнет договор с РФС и премьер – лигой. Кто тогда возместит убытки, причем гигантские? Что же касается неквалифицированного судейства, то, поверьте мне, оно далеко не всегда объясняется предвзятостью арбитров, их ангажированностью и коррумпированностью. В любом случае проблема заключается не только в этом: просто у нас действительно очень мало хороших судей. Большинство из них не играли в футбол на высоком уровне и поэтому не в состоянии разобраться в некоторых игровых ситуациях так же досконально, как это сделал бы, например, я. С другой стороны, предельный возраст для судей установлен в 45 лет. Большинство футболистов сейчас заканчивают играть в 35, если не позже. Так что даже те из них, кто выбирает для себя карьеру судьи, просто не успевают выйти на самый высокий уровень и стать, допустим, арбитрами международной категории. Да и то, что судья, как и всякий человек, имеет право на ошибку, тоже верно. Когда я был игроком, я этого не понимал. Когда стал президентом клуба, стал понимать.
 
Каковы особенности тренировочного процесса в «Динамо»?
Они таковы, что практически все тренировочные сборы мы проводим за границей. И причины здесь исключительно экономические. Например, пребывание одного игрока на сборе в Андорре с арендой площадок, проживанием, медобслуживанием, питанием, стиркой формы и еще множеством услуг, обходится клубу в 63 евро в сутки. Это вдвое дешевле, чем в нашем Новогорске. Почему так происходит? Думаю, потому, что многие руководители наших спортивных баз не знают, как долго еще они просидят на своих хлебных местах, и стараются обеспечить себя если не на всю оставшуюся жизнь, то по крайней мере, на довольно длительный отрезок времени. Как изменить это положение? Я не знаю, указ, что ли, какой издать…
 
Вы активно привлекаете в «Динамо» легионеров, некоторые из них с вашей подачи стали гражданами России и привлекаются в сборную. Но существует мнение, что это препятствует развитию отечественного футбола…
Буквально на днях мы об этом говорили с Андреем Лавровым, трехкратным олимпийским чемпионом по гандболу. Мы сейчас с ним оба в комитет по бюджету Совета Федерации входим. Я у него интересовался, почему это наша гандбольная сборная в последнее время так неудачно выступает, говорил, что если своих игроков не хватает, может, иностранцев в команду привлекать. Он мне в ответ: «Мы считаем, что это непатриотично». А я ему: «А проигрывать все время, это патриотично?» Словом, моя позиция такова: я хочу, чтобы мое «Динамо» и сборная России выиграли все возможные титулы. Я считаю, что ради этого в команды надо привлекать высококлассных легионеров: наши ребята у них многому научатся. Что же касается натурализации иностранцев и приглашения их в сборную, то, например, та же Испания нас в свое время за счет этого и обогнала. У них процедура оформления гражданства, в отличие от нашей, очень непродолжительная. Мы своих Серило и Пеле год оформляли, а у них бразильцы в испанцев целыми партиями превращались. В то же время я понимаю свою ответственность: сколько наших соотечественников из бывших республик Советского Союза стоят в очереди за российским гражданством, с какими сложностями оно им достается! Поэтому, конечно, лишь бы кому его давать, разбрасываться российскими паспортами не следует. Надо все очень тщательно обдумывать, просчитывать и натурализовать только самых достойных, тех, кто способен принести реальную пользу нашей сборной. А возвращаясь к испанцам… Очень, конечно, хочется их с мирового и европейского олимпа спихнуть. Но пока не получается. Пока...
Все новости >