Новости
Выбор факультета
15
февраля
2007
Не стреляйте в журналиста, он ответит как умеет
Справка: Игорь Рабинер
Родился в 1973 году. Выпускник факультета журналистики МГУ. В спортивной прессе с 1990 года. Ведущий обозреватель газеты «Спорт – экспресс», самый популярный футбольный журналист этого издания (по данным опроса читателей, декабрь 2005 года). Лауреат призов имени Николая Озерова лучшему журналисту России, пишущему о футболе (от Российского футбольного союза, 2003), лучшему спортивному журналисту России (от Федерации Спортивных журналистов, 2003), премии «Премьер» лучшему футбольному журналисту России (от Российской футбольной Премьер – лиги, 2004), Премии Льва Филатова (от газет «Комсомольская правда» и «Советский спорт», 2006), Диплома I степени лучшему футбольному обозревателю года (от Федерации спортивных журналистов России, Фонда «Национальная академия футбола», 2006). Один из авторов энциклопедии футбольного клуба «Спартак» (2002) и энциклопедии «Короли льда» об истории и героях хоккея (Канада, 2002). Автор статей в The Hockey News и других периодических изданиях США и Канады. Автор книг «Футбол. Прощание с веком» (2001) и «Как убивали «Спартак» (2006). Тираж последней на сегодня составляет 65 000 экземпляров. По версии газеты «Книжное обозрение», она признана «Событием 2006 года в литературе на темы спорта».
Никогда не будьте излишне болтливы в присутствии журналистов. Болтливый спортивный менеджер – находка для репортера, в силу особенностей своей профессии заточенного на поиск сенсаций. Обосновывая этот тезис, господин Рабинер не преминул напомнить собравшимся о постоянных неудачах в селекционной работе «Спартака», которые преследовали популярной клуб в тот период, когда его президентом был Андрей Червиченко. Андрею Владимировичу, судя по всему, доставляло неизъяснимое наслаждение наблюдать за появлением своих интервью на первых полосах ведущих изданий, и поэтому он не имел от журналистов никаких – или почти никаких - секретов. Стоило «Спартаку» заинтересоваться каким – нибудь иностранным футболистом, как господин Червиченко тут же торопился сообщить, что переход в его клуб звезды имярек – дело решенное и договаривающимся сторонам осталось уладить лишь малозначительные формальности. За довольно короткое время в «спартаковцы» таким образом были записаны чех Ярошик, хорват Олич, бразилец Дуду. Надо ли напоминать, что все они в итоге оказались игроками ЦСКА, чье руководство предпочитало и предпочитает вести свою трансферную политику в приличествующей серьезному бизнесу тишине. И Ярошик, и Олич, и Дуду к тому же забивали и забивают некогда претендовавшему на них «Спартаку» с циничной регулярностью.
Никогда не закрывайтесь от журналистов. Команды, чье руководство прячется от журналистов и прячет от них своих футболистов, ожидает незавидная судьба. Журналисты, потыкавшись в «железный занавес» и убедившись в том, что он закрыт накрепко, скоро потеряют к такой команде всякий интерес, и она окажется в информационном вакууме – состоянии совершенно не способствующем повышению к ней интереса ни со стороны болельщиков, ни со стороны спонсоров. В качестве примера такого абсолютно «средневекового» подхода к работе с прессой господин Рабинер привел казанский «Рубин». В качестве примера обратного – московский «Локомотив», «Сатурн» из Раменского, но прежде всего -- самарские «Крылья Советов» в бытность их президентом Германа Ткаченко. «В те времена, -- с удовольствием вспоминает известный журналист, -- на табло самарского стадиона в перерывах матчей выводилось телевизионное изображение того, что происходит в хозяйской раздевалке. Это был замечательный пример открытости, и народ в Самаре валом валил на трибуны. Сейчас, после ухода Ткаченко, ничего подобного нет, и посещаемость резко упала. Соответственно, упал и интерес к клубу со стороны спонсоров и рекламодателей».
«А в какой, по вашему, стране работа спортивных клубов с прессой организована лучше всего?» - спросил один из слушателей.
В смысле взаимной открытости едва ли не идеальными видятся господину Рабинеру отношения между хоккейными клубами и СМИ, установившиеся в НХЛ. «Вот где действительно понимают, что общение с журналистами -- это общение с болельщиками, -- восхищается Игорь, несколько лет проработавший в Канаде и США собственным корреспондентом «Спорт – экспресса». – Репортеры в НХЛ получают возможность пообщаться с игроками любого, даже самого звездного статуса, на раскатке перед каждой игрой, а согласно регламенту Лиги, уже через пятнадцать минут после окончания матча, пресса должна быть допущена в раздевалки. Нарушение этого правила может навлечь на клубы жесточайшие финансовые санкции».
Никогда не путайте журналистов с вашими наемными работниками. Ни в коем случае не стоит пытаться «посадить» их на зарплату в вашем клубе с тем, чтобы они писали о вас «либо хорошо, либо никак». Получив такое предложение, большинство журналистов почувствует себя оскорбленными. «Наверное, -- размышляет Игорь, -- дело здесь в том, что большинство футбольных и вообще спортивных журналистов это бывшие болельщики. Они с детства были помешаны на футболе и для них сама возможность писать о нем, высказывать собственные, независимые суждения гораздо важнее любых денег». В то же время, считает господин Рабинер, руководители клубов вовсе не обязаны любить журналистов. Вполне достаточно будет если они создадут для них достойные условия работы на стадионах и спортивных базах, и будут поддерживать с сотрудниками СМИ нормальные человеческие отношения.
«Нормальные, это какие?» - поинтересовался один из студентов.
«Такие, например, -- объяснил господин Рабинер, -- какие существовали у журналистов отдела футбола нашей газеты с Юрием Семиным, когда он был главным тренером «Локомотива». Палыч всегда охотно давал нам интервью и никогда не препятствовал работе журналистов с игроками своей команды. Больше того, накануне каждого Нового года он всегда заезжал в «Спорт – экспресс», чтобы обсудить с нами итоги года прошлого, просто поздравить нас, поблагодарить за совместную работу. Кстати, я считаю, что такой стиль в общении с прессой хранил Палыча от слишком уж разгромной журналисткой критики даже в дни самых тяжелых поражений «Локомотива» - например, двух разгромов от «Лидса» в Кубке УЕФА 1999/2000 годов. В то же время очень многие наши футбольные руководители по отношению к прессе ведут себя так, что, случись им пережить нечто подобное тому, что пережил тогда Семин, их не пожалеет никто».
Никогда не назначайте на должность пресс – атташе вашего клуба случайного человека. Опрометчивость подобного рода решений, по мнению Игоря Рабинера, нагляднее всего иллюстрирует деятельность на этом посту в «Спартаке» Владимира Шевченко, прежде снискавшего довольно широкую известность в качестве ведущего футбольно – юмористической передачи «Удар по голу» на канале НТВ плюс. Однако дурачится в телеэфире и адекватно руководить пресс – службой большого футбольного клуба – это несколько разные профессии. Именно на Шевченко, по мнению господина Рабинера, лежит значительная доля ответственности за то, что руководству «Спартаку» не удалось замять «дело Аленичева» и предотвратить разразившийся вокруг него грандиозный скандал. «Последней каплей, заставившей Аленичева сделать свои противоречия с главным тренером Александром Старковым достоянием гласности, стало интервью владельца «Спартака» Леонида Федуна, -- рассказал господин Рабинер. – В нем он достаточно жестко высказался о футбольных «пенсионерах», которые приезжают в Россию исключительно для того, чтобы заработать денег, и на поле лишь отбывают номер. Аленичев принял это замечание на свой счет. Между тем, на самом деле – и об этом говорил впоследствии сам Федун – он имел в виду вовсе не капитана «Спартака», а неких возрастных иностранных футболистов, выступающих за другие российские клубы. Я считаю, - резюмировал Игорь Рабинер, - что пресс – атташе Шевченко, вычитывая это интервью и будучи в курсе непростой ситуации, складывающейся в клубе, просто обязан был дать соответствующее пояснение словам своего шефа. Но он не проявил должного профессионализма, и, таким образом, сделал все, чтобы давно назревавший конфликт взорвался и стал достоянием широкой общественности».