Новости
Выбор факультета
26
февраля
2007
Что немцу хорошо
«Деньги решают не все», — провозгласил чемпион мира и Европы по футболу Лотар Маттеус в самом начале своего доклада на III Московской международной футбольно-финансовой конференции, соорганизаторами которой выступили инновационно-образовательная компания RMA. Вероятно, тем, кто пришел послушать легендарного немца, ныне тренирующего австрийский Red Bull Zalzburg это утверждение в общем контексте форума могло показаться до странности неожиданным. Ведь мало того, что конференция была не просто футбольной, а именно футбольно-финансовой, так еще и главной темой ее организаторы заявили «Глобальное спонсорство в профессиональном спорте». Казалось бы, о чем тут говорить, как не о деньгах? Между тем, тон, заданный Маттеусом, поддержали многие делегаты, в том числе знаменитый французский автогонщик, двукратный победитель ралли «Париж — Дакар» Жан-Луи Шлессер, медиа-директор бременского футбольного клуба Werder Тино Польстер и исполнительный директор компании Ufer&Cie (Германия) Герман Уфер, явно стремившиеся доказать, что впечатляющих успехов в бизнесе под названием «спорт» и спорте под названием «бизнес» можно достичь и без сверхъестественных финансовых вложений.
«Российским футболистам не хватает честолюбия»
С деньгами выигрывать любой дурак может. Ты попробуй-ка добиться чего-то без денег. Ничего подобного на конференции Лотар Маттеус, конечно, не говорил. Но, похоже, имел в виду. Второй тренер ныне более чем благополучного австрийского клуба, где он ассистирует самому Джованни Трапаттони и руководит игроками класса Нико Ковача, Александра Циклера и Томаса Линке, Маттеус, наверное, имеет право на такой взгляд. Ведь до того, как прийти в Zalzburg, спонсируемый крупнейшей компанией-производителем прохладительных напитков, Лотар успел поработать и со скромным венским клубом Аustria, подготовив в нем шестерых будущих футболистов сборной, и с беззвездной сборной Венгрии, и с белградским «Партизаном», с которым он стал чемпионом Сербии и добрался до группового раунда Лиги чемпионов, обыграв в решающем квалификационном матче Newcastle. «У англичан, — напомнил господин Маттеус участникам конференции, — годовой бюджет составлял 120 — 130 миллионов долларов. У нас таких денег и рядом не было. Но все-таки мы победили. За счет чего? В первую очередь за счет дисциплины и самоотдачи. За счет того, что все в команде — от меня и игроков до водителя автобуса и уборщиц — ощущали себя единым целым».
«Одним из своих главных тренерских качеств, — продолжил великий футболист, — я считаю умение поддерживать в команде хороший психологический климат. Это, в частности, подразумевает, что тренер должен понимать своих футболистов, знать, о чем они думают, быть в курсе того, кто их родители, как обстоят дела у них в семье: это, конечно, забирает много времени, но в то же время дает реальную отдачу в виде конкретных спортивных результатов. Кстати, о деньгах: сам я никогда не играл в футбол ради денег. Но всегда был убежден в том, что если я буду добросовестно выполнять свою работу, то результаты, и спортивные, и финансовые придут сами собой ».
«А чего для достижения этих результатов не достает российским футболистам? — тут же задал вопрос один из слушателей. — И еще: если бы вам поступило предложение возглавить какой-нибудь российский клуб, вы бы его рассмотрели?»
Господин Маттеус на секунду задумался и на вторую часть вопроса ответил уклончиво: «Мой профессионализм обязывает меня рассматривать все предложения». На первую же — довольно подробно. «Я думаю, — сказал Лотар, — что российские футболисты, не все, но большинство, достигнув каких-то результатов, в том числе и финансовых, перестают тренироваться и играть с прежним рвением, полагая, что того, что у них уже есть, им вполне достаточно. Иными словами, российским футболистам не хватает честолюбия, способности когда надо, сыграть на фоне усталости, через не могу, при том, что и технически, и физически, и тактически большинство из них подготовлены неплохо».
«Серая мышь бундеслиги»
Еще совсем недавно это малопочетное прозвище принадлежало бременскому Werder. Во второй половине 90-х годов этот клуб занимался в основном борьбой за выживание в высшем дивизионе, редко когда всплывая даже в середине турнирной таблицы. С тех пор не прошло и десяти лет, но про «серую мышь» уже никто не вспоминает: в 2004 году Werder стал чемпионом Германии, команда постоянно участвует в розыгрыше еврокубков и сегодня немецкие футбольные аналитики безоговорочно признают ее «самым перспективным клубом Бундеслиги». В чем причина чудесного преображения?
«Уж точно не в привлечении крупных спонсоров, — ответил на этот вопрос медиа — директор Werder Тино Польстер. — В этом смысле мы не в состоянии конкурировать, скажем, с Bayern. Сравните хотя бы их оборот в сезоне 2005/2006 годов — 200 миллионов долларов — с нашими 76 миллионами. Увы, это объективная реальность. Бремен — относительно маленький город, а крупные капиталы тяготеют к крупным промышленным центрам, таким, например, как Берлин, Мюнхен или Штутгарт».
«Впрочем, — поделился господин Польстер со слушателями конференции, — объяснение нашим последним успехам все-таки есть. Во-первых, мы точно знаем, что не можем тратить больше, чем зарабатываем. Отсюда, в частности, вытекают некоторые особенности нашей трансферной политики. Мы не в состоянии десятками покупать дорогостоящих звезд, как это делают более финансово состоятельные клубы, и легко расставаться с ними в случае если они в нашем клубе не заиграют. Следовательно, мы должны стремиться к тому, чтобы за минимальные средства приобретать максимально качественных футболистов. Помню, какие страсти кипели вокруг покупки нами у Kaiserslautern Мирослава Клозе. По современным меркам мы отдали за него немного — 5 миллионов евро — и весь Бремен обсуждал, можно ли платить „такие огромные деньги“ за футболиста, который „не умеет ничего, кроме как играть головой“. Думаю, дальнейший ход событий, и в том числе выступление Мирослава в составе сборной Германии на последнем чемпионате мира, убедило скептиков в нашей правоте».
«Вторая причина возвышения Werder, — продолжил господин Польстер, — состоит в том, что мы никогда не принимаем скоропалительных решений и не меняем тренерский состав в угоду эмоциям болельщиков. Мы стремимся проявлять максимальное терпение и дать нашим тренерам достаточно времени для создания сыгранной команды. Наш нынешний главный тренер Томас Шааф в клубе уже почти тридцать лет, в конце 70-х он тренировал молодежь, а с 1999 года возглавил основную команду».
«Наконец, третье: работа с болельщиками, — подвел итог своему выступлению медиа — директор Werder. — Вот кто наши истинные спонсоры. Наряду, разумеется, с УЕФА, которая платит нам за участие в еврокубках. Наши билетные программы выполняются успешно, недостатка в желающих стать хозяевами абонементов тоже не наблюдается, причем их покупают не только бременцы. В последнее время нередки случаи приобретения абонементов Werder даже жителями Мюнхена. В связи с этим мы планируем реконструкцию стадиона — после нее вместимость арены увеличится с нынешних 42 до 50 тысяч человек. У нас есть специальный фанатский интернет-портал, на который ежедневно заходит до 80 тысяч человек. Мы постоянно выдумываем какие-то акции для болельщиков: например, во время последней рождественской встречи вся команда вышла к своим поклонникам, переодетая Санта-Клаусами, а в нашем фирменном магазине появились елочные игрушки с символикой Werder».
Не гони на спонсора
Когда один из делегатов конференции поинтересовался у знаменитого гонщика Жана-Луи Шлессера, почему, по его мнению, автомобильный спорт не так популярен, как, например, тот же футбол, «Лис пустыни» усмехнулся: «Потому что мячик гонять это каждый сумеет, а вы вот попробуйте сесть за руль и проехать хотя бы сотню километров по пустыне». Впрочем, в отличие от Лотара Маттеуса и Тино Польстера, Жан-Луи как раз настаивал на исключительной роли спонсоров в современном спорте.
«Да я сам живу только благодаря моему спонсору, — втолковывал прославленный француз делегатам конференции. — Поймите, любой спортсмен, любой спортивный клуб, любая команда только о том и должны думать, как угодить спонсору. Это очень большая ошибка, когда спортсмены или клубы, заключив контракт со спонсором, начинают думать, что дело этим и заканчивается, и вообще перестают учитывать интересы того, кто вложил в них деньги. Так ведь недолго спонсора и потерять. А потом поди найди другого!» «А ваш спонсор вами доволен?» — прозвучал вопрос из зала.
«Думаю, да, — отвечал Жан-Луи. — Дело в том, что моя гоночная команда — единственная в мире, чьим спонсором не является компания-автопроизводитель. Конечно, мой спонсор не может соперничать с такими гигантами, как, например, Volkswagen, Mitsubishi или BMW. И там, где они в состоянии потратить на одну гонку 35 миллионов евро я в праве рассчитывать лишь на 5 миллионов. А теперь давайте посмотрим на результаты: команда Shlesser Rally дважды побеждала в гонке „Париж — Дакар“, а совсем недавно, в январе, мы закончили ее третьими. Поэтому реклама нашего спонсора, размещенная на наших машинах, постоянно мелькает по телевизору, на фотографиях в газетах и журналах Так что, да, я думаю, мой спонсор мною доволен».
«Не могли бы вы привести конкретный пример удачного вложения денег в автоспорт? Кто вложил и какую конкретную выгоду получил?» — последовал очередной вопрос. Его ведущий конференции переадресовал члену совета директоров компании Rhino«s energy drink and food AG Вольфгангу Штутцеру. «С тех пор, как мы стали спонсорами команды Spyker, выступающей в Formula 1, — сообщил тот, — продажи наших энергетических напитков выросли в шесть раз, и мы вышли на второе место на мировом рынке этой продукции». «Более удачный пример, — резюмировал ведущий, — и представить сложно».
Переходим к водным процедурам
Как можно эффективно использовать спортивные мероприятия и образы известных спортсменов для увеличения продаж продуктов и услуг? Эту актуальную тему исполнительный директор консалтинговой компании Ufer&Cie Герман Уфер раскрыл на примере минеральной воды Rosbacher. История ее раскрутки и превращения мало кому известного бренда в одного из лидеров немецкого рынка, отчасти напоминает эпопею с возрождением Werder. Правда, этот сюжет не имел бы ничего общего со спортом, если бы не Михаэль Шумахер. Ему вкус минералки Rosbacher понравился еще задолго до того, как выбор в ее пользу сделали миллионы других, куда менее знаменитых немцев.
«Это сыграло решающую роль, — рассказал участникам конференции Герман Уфер. — Новые хозяева бренда, находящегося в глубоком упадке, смогли уговорить Михаэля принять участие в его рекламной компании. Причем не в качестве гонщика Formula 1 — в этой ипостаси они Шумахера вряд ли бы потянули в чисто финансовом плане, а в качестве частного, хотя и стопроцентно узнаваемого лица. На этих условиях Михаэль согласился работать на вполне приемлемых для владельцев товарного знака условиях, по крайней мере речи о привычных для него миллионных рекламных контрактах на этот раз не шло». С этими словами господин Уфер нажал на кнопку, и делегаты конференции получили возможность ознакомиться с видеороликом, в продолжение которого бог королевских гонок то заразительно пил любимую воду, то совершал руками и ногами энергичные движения, напоминающие ката из восточных единоборств. Когда клип закончился, Герман Уфер с явным удовольствием обратил внимание собравшихся на то, что прозвучавший в нем слоган «Формула два к одному», хотя и имеет в виду присущее Rosbacher соотношение кальция и магния, но все-таки отсылает потребителя к основному роду занятий Шумахера. И сообщил, что с апреля — месяца, когда ролик впервые был продемонстрирован по германскому телевидению — по декабрь 2006 года прежде совершенно незаметный Rosbacher пережил такой бум продаж, что из полной безвестности скакнул сразу на второе место на рынке минеральных вод Германии.
Теперь, чтобы закрепить и развить успех, хозяева бренда соблазняют свою аудиторию различными акциями. Одна из них гарантирует наиболее активным потребителям Rosbaher место на старте гонки малолитражных автомобилей с участием самого Шумахера. Мало того, она гарантирует им победу. «Михаэль, — заверил собравшихся господин Уфер, — никогда не победит в этой гонке. Не должен победить. Таковы правила».
Справка: III Московская международная футбольно-финансовая конференция прошла 20 — 21 февраля 2007 года в выставочном центре «Крокус-экспо». В ней приняли участие около 300 делегатов и слушателей из России и стран Западной Европы. Большинство иностранных гостей форума было приглашено в Москву инновационно-образовательной компанией RMA при любезном содействии консалтингового агентства Sports Sport Consultants (Германия). По окончании форума все его участники получили соответсвующие сертификаты. IV — я Московская международная футбольно-финансовая конференция состоится в феврале 2007 года. Компания RMA планирует принять в ее организации самое деятельное участие.