Новости
Выбор факультета
02 марта 2007

Нажми на Rec (выездное занятие для слушателей специализации "Менеджмент и продюсирование в шоу - бизнесе в офисе рекорд-компании SonyBMG Russia)

"Мы всегда рады видеть вас. Потому что мы понимаем, что RMA и Государственный университет управления это не какие-то виртуальные структуры, а серьезные партнеры, способные подготовить грамотных специалистов для российского рынка рекорд – индустрии, на котором царит настоящий кадровый голод. В SonyBMG уже сейчас работают двое выпускников RMA. И мы ими очень довольны! Надеемся, что и в дальнейшем факультет «Менеджмент в шоу-бизнесе» станет поставщиком настоящих профессионалов"- так начал свое выступление генеральный директор компании Sony BMG Russia Денис Комаровский, обращаясь к слушателям специализации "Менеджмент и продюсирование в шоу- бизнесе" в рамках выездного занятия 28 февраля 2007 года.
 
В самом начале беседы про маркетинг в шоу-бизнесе были поставлены вопросы: какую музыку нужно продвигать? Хорошую. А что такое хорошая музыка? Ответ на этот вопрос не столь очевиден. Услышав его, руководитель отдела маркетинга компании Sony BMG Russia Артем Арефьев ненадолго задумывается. Потом объясняет: "Хорошая музыка это та, которая цепляет всех. Я для себя определяю так: если песня после того, как я ее прослушал, продолжает крутится у меня в голове, если припев сразу запоминается, значит это хорошая музыка. Это хит. Это будет продаваться". Может быть, конкретный пример? Пожалуйста, Бьянка, бывшая бэк – вокалистка Сереги. Разные синглы формально заточены под разные аудитории, но "пищат" все – от подростков до 30 – летних. Легально проданных копий дебютного альбома с хитом "Были танцы" с прошлого сентября - 70 тысяч, что для нынешней России - очень даже. Плюс – вполне вероятно – перспектива выхода не только на российский рынок.
"А что, - рассуждает Артем, - вы знаете, сколько времени прошло между первым российским релизом ТАТУ и первым западным? Полтора года. А потом они в Японии продали под полтора миллиона синглов – такого там больше никому из иностранцев не удавалось. Японцы, кстати, до сих пор интересуются, нет ли у нас тут еще каких – нибудь девочек – лесбиянок? Но мы отвечаем: нет. Потому как работать в шоу-бизнесе должны прежде всего профессионалы в творчестве, а не только в пиаре".      
 
Справка: Звукозаписывающая компания Sony BMG Russia является российским  филиалом международной корпорации Sony BMG Music Entertainment, оборот которой в 2006 году превысил 4,4 миллиарда долларов. Компания образовалась в 2004 году в результате слияния крупных рекорд – лейблов Sony Music Entertainment (Япония) и Вertelsmann Music Group (Германия). Сегодня она контролирует более 20 процентов мирового музыкального рынка. Остальная его часть фактически поделена между такими гигантами рекорд – индустрии как Universal, EMI и Warner Bros. Cреди артистов, чьи записи входят в каталог Sony BMG Music Еntertainment - такие мировые звезды как Элвис Пресли, Боб Дилан, Арета Франклин, Лу Рид, Майлз Дэвис, Род Стюарт, Оззи Осборн, Уитни Хьюстон, Кенни Джи, Кристина Агилера, Энни Ленокс, Джордж Майкл, Селин Дион, Барбара Стрейзанд, Бритни Спирс, Джастин Тимберлэйк, группы Black Sabbath, Korn, Duran Duran, Oasis, HIM, Guano Apes, Foo Fighters, Eurythmics, Smokie, Boney M, Santana, Europe, AC/DC, Aerosmith и многие другие. Основными рекорд – лейблами компании Sony BMG Music Entertainment являются Ariola, Arista, Еpic, Сolambia, J Records, Jive, Legacy, RCA. Подписанные на Sony BMG артисты постоянно побеждают в различных международных конкурсах: например, греческая певица Елена Папаризоу первенствовала на Евровидении-2005, а финские клиенты мейджора Lordi - на Евровидении - 2006. В России Sony BMG не только выпускает лицензионные альбомы зарубежных звезд, но и продвигает отечественных артистов. Именно Sony BMG выпустила имевший оглушительный успех у российской публики саундтрек к сериалу "Бригада". В 2004 году компания заключила контракт с одним из лучших отечественных пианистов Денисом Мацуевым. Записанные в его рамках два альбома ("Tribute to Horowitz" и "Стравинский & Чайковский") отмечены единственной в России профессиональной премией в области звукозаписи "Рекордъ", и хорошо продаются не только на родине артиста, но и за рубежом.

Последний день зимы 2007 года. Вечер. Небольшой класс в московском офисе Sony BMG Russia на Верхней Масловке. Присутствуют: группа слушателей специализации "Менеджмент и продюсирование в шоу-бизнесе". Генеральный директор рекорд – компании Sony BMG Russia Денис Комаровский. Руководитель отдела маркетинга компании Sony BMG Russia Артем Арефьев. Гости задают вопросы. Хозяева – отвечают.

Как вы оцениваете нынешнее положение дел в рекорд – индустрии в мире и в России?
Д.Комаровский: Положениедел меняется на глазах. Рынок записей на физических носителях – CD,  DVD – в связи с развитием инновационных технологий переживает серьезный кризис. Всего один пример: последний сингл Foo Fighters за неделю продаж разошелся 150 – тысячным тиражом на компакт – дисках. За тот же  период эту музыку из Интернета скачали полтора миллиона человек. И это общемировая тенденция. Но специфика России состоит еще и в том, что здесь очень сильны позиции пиратов. По разным оценкам, от 75 до 95 процентов продаваемых на нашем рынке физических носителей являются пиратскими. Увы, несмотря на широко декларируемые властями намерения по борьбе с этим явлением  кардинальных сдвигов к лучшему пока не произошло. С другой стороны, нужно понимать, что засилье пиратов обусловлено в первую очередь общим экономическим положением нашей страны и уровнем жизни ее населения, большинство которого пока просто не может себе позволить приобретать лицензионные CD, DVD и другие носители по мировым ценам.

Так что, пираты непобедимы?
Д.Комаровский: Нет, я так не думаю. Больше того, мы смотрим в будущее с определенным оптимизмом. Во – первых, российская экономика все – таки растет, а уровень жизни людей медленно, но верно повышается. Во – вторых, большие сложности для пиратов создает развитие все тех же современных технологий. В России появляется все больше компаний, торгующих музыкой через мобильные телефоны и on – line в Интернете. Они не так зависят от коррупционеров, прикрывающих деятельность пиратов, производящих и распространяющих CD и DVD. В любом случае проследить за тем, чтобы в их деятельности соблюдалась законность, гораздо легче, чем постоянно контролировать бесчисленное множество ларьков, торгующих музыкой и видео на физических носителях. Наконец, еще один момент: среди россиян все большую популярность приобретают западные сетевые гипермаркеты типа Metro или Ашан. Их владельцы не желают, да и попросту не могут, иметь дела с аудио и видео – пиратами, и торгуют исключительно легальной продукцией.

Как рекорд – компании восполняют убытки от сокращения продаж физических носителей?
Д.Комаровский: Рекорд – компании обращают все большее внимание на электронные технологии. У нас заключены  контракты с различными контент провайдерами, которые торгуют музыкой из нашего каталога через мобильные телефоны, и оn – line магазинами . А еще – и это уже, пожалуй, чисто российская специфика, мы начали оказывать услугу, которую сами условно называем "Звезды под заказ и под ключ". Что это такое я объясню на примере контракта с компанией Uniliever. Для нее мы издали музыкальный сборник "Танцуйте в ритме Lipton", который вкладывается в чайные упаковки (тираж 1250000 штук).
Насколько целенаправленно вы разыскиваете новых российских музыкальных звезд?
Д.Комаровский: Понятно, что вкусы большинства россиян ориентированы на русскоязычных исполнителей. По приблизительным оценкам, доля отечественной музыки на нашем рынке составляет до 70 процентов. Однако это вовсе не означает, что наш головной офис настойчиво требует от нас открыть как можно больше "русских Бритни Спирс". Причина здесь одна: открыть, это значит раскрутить, а раскрутить – это значит вложить в никому неизвестного артиста никак не меньше полумиллиона долларов. В России с высочайшим уровнем пиратства и, напротив, более чем скромными объемами легальных продаж, отбить такие деньги практически невозможно.

Участвуете ли вы в организации российских концертов западных звезд?
Д.Комаровский: Увы, нет, так как работать в шоу-бизнесе не так легко, как может показаться на первый взгляд. Этот рынок – организация концертов – для рекорд – компаний практически потерян. Еще в 60 – е годы представители лейблов не смогли оценить его перспектив, сосредоточившись на выпуске пластинок, что тогда действительно приносило огромные прибыли, поскольку тиражи у очень большого количества исполнителей были миллионными. Когда же лейблы осознали свою ошибку, было уже поздно: эту нишу заняли ушлые концертные менеджеры и промоутеры.

Почему действующие западные звезды так неохотно едут в Россию?    
А. Арефьев: Потому что западные звезды привыкли к тому, что гастроли являются способом продвижения пластинок, с продаж которых они в основном и живут. В России же, где, как уже неоднократно отмечалось, крайне высок уровень пиратства, продать пристойное по западным меркам количество лицензионных дисков абсолютно невозможно. Вот почему у нас в основном гастролируют исполнители уровня Slade, Sweet и Nazareth, чей звездный час давно миновал. Однако при этом нельзя говорить, что в Россию не приезжают действующие звезды: они приезжают. И даже выступают. Просто мы далеко не всегда их видим. Один пример: в тендере за право привезти в Россию Джорджа Майкла участвовали четыре компании. А победила та, что в итоге привезла его на корпоративную вечеринку. По некоторым данным, на этом выступлении Джордж заработал 4, 5 миллиона долларов.

Д.Комаровский: Джордж Майкл, кстати, подписан на Sony BMG. Так что если бы при таком – то гонораре мы имели отношение к организации его гастролей, так это можно было бы пластинки полгода не выпускать…А если серьезно, я не исключаю, что перемены к лучшему на нашем рынке организации концертов вскоре произойдут, и произойдут в связи с приходом на этот рынок западных промоутеров. Если это случится, то усилившаяся конкуренция наверняка сыграет положительную роль.

Как вы продвигаете в России релизы звезд из своего каталога?  
А. Арефьев: Ну, конечно,посредством размещения их треков и видеоклипов на радио и телевидении. Здесь, кстати, важна последовательность выхода, некая, что ли, синхронность: и трек, и видеоклип должны отсылать друг к другу, и то, и другое должно работать на итоговый успех релиза. Хотя я совсем недавно для себя понял одну вещь: видеоклип на телевидении без песни на радио не сработает никогда, а песня на радио без видеоклипа – сколько угодно. И, вообще, от человека моей профессии это, наверное, слышать удивительно, но я убежден: хорошая, цепляющая музыка пробьется на рынок даже и без ротации на радио. Пример – Верка Сердючка. Когда эти песни появились в радиоэфире, их уже знала и пела вся страна.
                                                                                                                             
Какие из ресурсов вы считате наиболее перспективными с точки зрения продвижения продукции рекорд – компаний?
Д.Комаровский: Тут все более или менее просто. Помимо радио и телевидения это Рунет, пользователями которого являются 25 миллионов человек. Это Life Journal, в котором сидят до 860 тысяч. Это, наконец, мобильная телефония – в нашей стране официально зарегистрировано 86 миллионов сотовых трубок.  

Насколько перспективна рекорд – индустрия с точки зрения возможного трудоустройства?
А. Арефьев: На всем огромном российском рынке сейчас наберется не больше 300 – 400 человек грамотных специалистов в области рекорд - индустрии. Так что курсы «Шоу-бизнес» и всё, что с ним связано, очень полезны. Сейчас мы сознательно берем на работу совершенно сырых людей, осознавая, что реально заработают они еще очень не скоро, что их придется долго учить тому, как работать в шоу-бизнесе. Так что могу вас заверить, что выбранная вами специальность очень востребована. Мы ждем вас.
Все новости >