Новости
Выбор факультета
03 апреля 2007

Ощущение итальянца в России

«Развитие итальянского футбола». Лекция независимого эксперта Андреа Симонелли для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» Государственного университета управления (ГУУ)
 
Итальянский и российский футбол. Четыре мировых титула против единственной бронзы, завоеванной более сорока лет назад командой несуществующего ныне государства. Бессчетное множество еврокубковых регалий на фоне одинокого Кубка УЕФА (три Кубка кубков, взятых в 70 – 80 – е украинцами и грузинами, «российскими» назвать уж совсем язык не поворачивается). И все – таки есть что – то общее между их и нашим футболом, определенно есть. Прослушав лекцию, прочитанную для студентов специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» ГУУ независимым экспертом Андреа Симонелли, находящимся в России по приглашению директора по спорту маркетингового агентства Sportima Максима Белицкого, отделаться от этой мысли уже довольно трудно: они – то, чемпионы мира, оказывается, тоже в кризисе. Не верите, читайте сами. Хотя обо всем написать – интернета не хватит. Вот – лишь некоторые темы, освещенные сеньором Симонелли в процессе почти трехчасового занятия, по окончании которого слушатели проводили преподавателя благодарными аплодисментами.

Андреа Симонелли об отправной точке новейшей истории итальянского футбола. «Очевидно, что новейшую историю итальянского футбола нужно отсчитывать с 1982 года, когда sсuadra azzurra, спустя почти полвека, завоевала свой третий мировой титул. Это событие подхлестнуло интерес к итальянскому футболу как внутри страны, так и за ее пределами. В Италии после этой победы был снят запрет на приглашение клубами серии A иностранных  легионеров, введенный сразу после «неудачи» на мировом первенстве 1970 года, где итальянцы дошли до финала, но проиграли Бразилии. Это привело к появлению в национальном чемпионате звезд уровня Зико, Бригеля, Марадоны, Кареки, Пасареллы, Бонека, Платини. С их приездом итальянская серия A на многие годы обрела репутацию сильнейшего футбольного первенства в мире».

О расслоении итальянского футбола. «Спустя четыре года после победы на чемпионате мира произошло еще одно событие, надолго определившее направление развития итальянского футбола. Медиамагнат и будущий премьер – министр Сильвио Берлускони купил Milan, при прежнем хозяине – Джузеппе Фарина -- влачивший жалкое существование и в период с 1982 по 1986 годы дважды вылетавший в серию B. Мilan стал вторым итальянским клубом, заручившимся поддержкой крупного бизнеса. Первым и до той поры единственным был Juventus, спонсируемый концерном Fiat.

Приобретение Берлускони стало своего рода катализатором – вслед за ним покупать футбольные клубы принялись другие представители крупнейших бизнес – структур Италии. Например, компания Parmalat стала генеральным спонсором Parma, благодаря чему этот клуб за десять лет проделал путь от третьего дивизиона чемпионата Италии до двух побед в Кубке УЕФА. Еще один медиамагнат – Витторио Чекки Гори – купил Fiorentina. Владелец крупной продовольственной компании Серджио Краньотти – Lazio, а нефтепромышленник и владелец бренда Pirelli Массимо Моратти – Internazionale.

Таким образом, к середине 90 – х годов итальянский футбол превратился в мощную отрасль национальной экономики, четвертую по обороту задействованных в ней денежных средств (сейчас он опустился на 7 – 8 место). Именно в это время в серии A cформировался cвоеобразный пул богатейших клубов, получивший название «семь сестер». Входившие в него Juventus, Milan, Internazionale, Roma, Lazio, Parma и Fiorentina фактически разыгрывали скудетто между собой. Представить, что в эту борьбу вмешается какой – нибудь «маленький клуб» отныне было невозможно: последний раз такую дерзость позволила себе скромная Sampdoria, выигравшая чемпионат Италии в далеком 1992 году. 70 – е годы, когда подобное иногда удавалось даже командам масштаба Сagliari, казались временами уже и вовсе мифическими».
                                                             
О проблемах вокруг продажи прав на телетрансляции. «В 1986 году, когда Сильвио Берлускони только занял кресло президента Milan, доходы этого клуба на 80 процентов составляли суммы, выручаемые от продажи билетов. Спустя девять лет – в 2005 –м -- этот показатель коренным образом изменился. Сборы, осуществляемые в дни игр приносили в клубную кассу лишь 15 процентов дохода. Еще 25 процентов давали спонсоры – более 100 компаний различного уровня. И, наконец, львиную долю – 60 процентов -- приносила продажа прав на телетрансляции игр Milan.

Начиная с 1996 года, когда футбольные матчи в Италии начали транслироваться на платном спутниковом телевидении, продажу этих прав спутниковому каналу Tele + на основании коллективного договора осуществляла итальянская футбольная Лига. В первый год  существования договора тот же Milan выручил от продажи телеправ 80 миллионов долларов, а Internazionale – 70 миллионов. Даже Napoli, чей «золотой век» с
Марадоной был уже позади, получил 30 миллионов. Платя за покупку прав такие гигантские суммы и рассчитывая на то, что эти траты стремительно окупятся за счет абонентов, канал вел себя на удивление беспечно. Казалось, телевизионщики не просчитали вообще ничего: ни количества болельщиков, готовых заплатить 300 долларов за сезонную подписку. Ни того, что абонентские карты будут активно подделываться. Ни того, что многие итальянцы не станут покупать индивидаульных спутниковых тарелок, а предпочтут смотреть футбол в оборудованных такими тарелками барах и кафе. И это при том, что в те времена такого рода заведения платили за подключение к спутниковому телевидению столько же, сколько и частные лица. Неудивительно, что в конце концов канал Tele + обанкротился, объявил о невозможности платить по своим обязательствам и был поглощен Sky, нынешним монополистом на итальянском рынке спутникового телевидения.

Непродуманная коммерческая политика спутникового канала больно ударила и по большим клубам. Во многом именно она стала причиной безвременного заката эпохи «семи сестер». Одной из главных причин банкротства, настигшего Parma, Lazio и Fiorentina, cтало именно то, что они слишком надеялись на выручку от продажи телевизионных прав, и жили не по средствам. Доходы же в итоге были получены в гораздо меньших объемах, чем это ожидалось изначально.

Наступившая эра платного телевидения еще более усугубила расслоение в рядах итальянских клубов. Вступивший в силу в 1999 году закон разрешал каждому из них продавать права на трансляции своих матчей напрямую, без посредничества футбольной Лиги. Коллективный договор был упразднен: «маленькие клубы» после этого стали еще бедней. Между ними и клубами – грандами образовалась финансовая пропасть. Грубо говоря, Internazionale теперь получал от продажи телевизионных прав 60 миллионов долларов в год, а какая – нибудь Siena – всего три: это, конечно, условные цифры, но соотношение сил они отражают верно. Усилению конкуренции в борьбе за медали чемпионата Италии такое положение явно не способствует. Но и это -- далеко не последняя проблема, порожденная наступлением эпохи платного телевидения».
           
О снижении посещаемости стадионов «Начиная с 1982 года, посещаемость матчей серии А неуклонно росла. В сезоне 1992 - 93 годов она достигла своего пика: в среднем 34 тысячи болельщиков на одной игре. Спустя четыре года, когда начались первые платные трансляции, немного упала – до 31, 5 тысячи. И вот сегодня  установилась на отметке в 23 тысячи зрителей. Одним из главных факторов падения посещаемости безусловно стало появление спутникового телевидения, транслирующего в прямом эфире абсолютно все матчи чемпионата Италии. Но не только это.

Свою роль, безусловно, сыграло введение в обращение евро и последовавшее вслед за этим удорожание жизни. Сегодня самый дешевый билет на матчи серии A стоит 35 евро. Искусственно сдерживать рост стоимости билетов могут позволить себе только гранды, имеющие в спонсорах крупнейшие корпорации и хорошо зарабатывающие на продаже телевизионных прав. Клубы уровня Empoli, для которых продажа билетов остается одним из главных источников дохода, решиться на такой шаг не в состоянии.

Еще один момент, серьезно влияющий на посещаемость. Многие итальянские стадионы сейчас находятся в таком состоянии, что на них неприятно ходить: такие они старые, не обустроенные. При этом вкладывать деньги в реконструкцию спортивных сооружений клубам, даже очень богатым, невыгодно. Дело в том, что в Италии исторически сложилось так, что подавляющее большинство стадионов принадлежат не клубам, а муниципальным властям. Помимо всего прочего это еще и резко удешевляет стоимость самих клубов и создает препятствия для инвесторов, не желающих вкладываться в предприятия, не владеющие солидной недвижимостью. Показателен в этом смысле пример несостоявшейся сделки по продаже «Ромы» компании «Нафта – Москва». Президент римского клуба Франческо Сенси, получив такое предложение от Сулеймана Керимова, видимо решил, что тот – второй Абрамович, и заломил такую цену, что… В общем, я хочу сказать, что намерение продать за такие деньги клуб, не владеющий землей и стоящим на этой земле стадионом, едва ли можно было осуществить в реальной жизни.

Так или иначе, но сейчас необходимость иметь собственные стадионы осознали уже многие ведущие клубы серии А. О намерении построить их уже объявили Juventus, Fiorentina и Lazio, больше не желающее делить домашнее поле со своими заклятыми врагами из Roma. Кстати, о вражде между фанатскими группировками и насилии на стадионах и в их окрестностях…        
 
О насилии на стадионах «Недавняя трагедия на Сицилии, где после матча Кatania – Palermo в схватке фанатов с полицией был убит один из стражей порядка и еще около сотни человек получили ранения, обсуждалась во всем мире. Много говорилось о том, что итальянские стадионы, дескать, не соответствуют требованиям безопасности. Но при чем здесь стадионы? Совершенно очевидно, что глубинные причины такого рода инцидентов лежат в другой, социальной сфере. Вы обратили внимание, что беспорядки случились на крайнем юге Италии? То есть там, где безработица среди молодежи составляет 25 процентов. Это самый высокий показатель в стране – на севере он не превышает 5 процентов. Естественно, что многие из этих неустроенных людей ходят на стадионы с единственной целью – выплеснуть там свои негативные эмоции: согласно опросам, если бы власти каким – либо образом сделали абсолютно невозможными драки на стадионах, они перестали бы посещать стадионы и ходили драться в другие места.

Вообще, приходится констатировать, что по сравнению с 80 – ми годами обстановка на стадионах стала куда менее безопасной (и это еще один фактор, влияющий на падение посещаемости). Если раньше не слишком радикально настроенные болельщики разных команд могли мирно соседствовать в одном секторе, то сейчас такое соседство чревато серьезными инцидентами. Что уж говорить об ультрас! К тому же в последнее время в фанатскую среду активно просачиваются скинхеды – не так давно в итальянской прессе описывался случай, когда тиффози Fiorentina жестоко избили нескольких албанцев, постоянно проживающих во Флоренции и тоже болеющих за этот клуб.

К сожалению, иногда и без того взрывоопасная ситуация усугубляется глупыми и безответственными решениями футбольных властей Италии. Достаточно вспомнить, как три года назад Федерация футбола решила провести отборочный матч чемпионата мира со Словенией в Триесте. Еще полвека назад этот город – теперь итальянский – находился на территории Югославии. И прибытие на игру агрессивно настроенных словенских фанатов, требующих «вернуть им Триест», могло обернуться серьезным кровопролитием».
                                                                                                          
О Моджигейте. «Бывший генеральный менеджер Juventus Лучано Моджи сейчас – главный демон итальянского футбола. Основное действующее лицо недавнего и самого громкого скандала в его истории, стоившего его Juventus двух чемпионских титулов и места в серии A, и изрядно подмочившего репутацию других суперклубов – Milan, Fiorentina и Lazio. О том, как Моджи «работал с арбитрами», продавал и покупал игры, написано так много, что повторятся нет смысла. Впрочем, можно взглянуть на это дело несколько с иной стороны и признать, что Моджи – личность все – таки выдающаяся.

В юности он работал железнодорожным рабочим, затем служил спортивным директором в Lazio и Roma. Особая тема – работа Моджи в Napoli  времен Марадоны, когда этот клуб стал обладателем Кубка УЕФА (1989) и двух Скудетто в 1987 и 1990 годах. Зная теперь, чем увенчалась карьера Лучано, можно предположить, что он был причастен и к утрате Napoli своего чемпионства в 1988 году. В том сезоне клуб, от которого все ждали повторения прошлогоднего достижения, на финише самым подозрительным образом растерял во встречах со слабыми соперниками казавшийся сверхнадежным очковый запас и пропустил вперед конкурентов из Milan. До сих пор еще в Италии высказываются предположения, что на сдаче Napoli своего титула местная каморра, контролирующая подпольный тотализатор, заработала огромные деньги. Впрочем, эти слухи не повлияли на карьеру Моджи, которая продолжала развиваться по восходящей. Первый серьезный скандал разразился после того, как он перешел работать в Torino – тогда Лучано обвинили в том, что он предлагал проституток арбитрам, которым предстояло судить международные матчи его клуба. Но дело замяли и вскоре Моджи оказался в Juventus…

Трудно что – либо сказать в защиту этого человека. Кроме разве что того, что в отличие от очень многих мошенников от футбола он действительно понимал толк в этой игре. Давидс, Каннаварро, Трезеге, дель Пьеро, Раванелли, Дзамбротта: эти и многие другие игроки либо были открыты Моджи, либо при его поддержке смогли преодолеть неблагоприятно складывавшиеся обстоятельства и вновь заиграть на том уровне, которого от них уже никто не ожидал. И последнее: как это ни парадоксально, но Моджигейт стал одним из основных стимулов, подтолкнувших сборную Италии к яростной борьбе за мировой титул в 2006 году. Удивительно, но эта ситуация стала почти полным повторением событий 24 – летней давности. Вспомните: Паоло Росси, главная звезда сборной Италии, выигравшей в 1982 году Кубок мира, прибыл на чемпионат, едва отбыв двухлетнюю дисквалификация за участие в аналогичном коррупционном скандале. Вот и нынешняя команда в большинстве своем состояла из футболистов клубов, замешанных в Моджигейте. Им кровь из носу было необходимо доказать, что они умеют играть в футбол, что за них играют не Моджи и не купленные им судьи.
И они доказали это».
Об итальянцах в российских клубах. «Локомотив», отдав за вратаря «Реджины» Ивана Пелицциоли 3 миллиона долларов, явно переплатил. В этом сходятся все итальянские эксперты. Его красная цена – миллион долларов. Довольно абсурдной выглядит и размер зарплаты, положенной вратарю новым клубом – миллион евро в год. Я сейчас говорю даже не о том, что в «Реджине» Пелицциоли получал на 400 тысяч меньше, и что из – за травмы он не может играть сейчас в «Локомотиве». Просто миллион евро для вратаря такого уровня – это необоснованно много. Вспомните, «Спартак» накануне сезона предлагал 800 тысяч Марко Амелии, голкиперу «Ливорно». А ведь он – третий вратарь сборной Италии, он, в конце концов, чемпион мира, и его трансферная стоимость значительно выше, чем у Пелицциоли: тот в рейтинге итальянских голкиперов – лишь двенадцатый. Так что логики в действиях «Локо» усматривается немного. Хуже того, своими непродуманными действиями «Локомотив» искусственно завышает цены на футбольном рынке. А таких игроков на этом рынке не любят».
Все новости >