Новости
Выбор факультета
19
мая
2007
В деньгах счастье
Невесело, наверное, генуэзцам болеть за такую команду. Десятое место в серии А в прошлом сезоне. Девятое — за считанные туры до конца чемпионата в сезоне нынешнем. И главное, не скажешь, что не смогли. Просто не очень-то и хотели, в чем сами честно признаются. И все-таки повод гордится собой у «Сампдории» имеется. Ну, если не у всей «Сампдории» в целом, то уж у ее менеджеров точно. Они — чемпионы Италии по коммерческим показателям. А управляемая ими «Сампдория» — единственный прибыльный футбольный клуб на Аппенинах. «Милан» во всем блеске своей галактической славы рядом не лежал. Парадокс? Да нет, просто бизнес. О том, по каким правилам он развивается, нам рассказал, один из руководителей отдела маркетинга «Сампдории» Кристиан Монти.
Кристиан Монти о бизнес-философии «Сампдории»: «Для того, чтобы вы поняли, в какой мощной индустрии мы работаем, я приведу вам несколько цифр, касающихся не столько «Сампдории», сколько всего итальянского футбола, как отрасли экономики. Годовой ее оборот составляет 6 миллиардов долларов. Общее количество болельщиков, посещающих футбольные матчи, равно 10 миллионам человек в год. Еще 20 миллионов итальянцев являются регулярными читателями спортивной прессы. Из 100 компаний — спонсоров, вкладывающихся в различные виды спорта, больше половины — 53 — предпочитают работать именно с футболом. На фоне этих грандиозных цифр показатели «Сампдории» выглядят довольно скромно. Наш годовой бюджет составляет 35, 1 миллиона долларов. 55 процентов этой суммы обеспечивается за счет продажи прав на телетрансляции матчей «Сампдории», 22 процента приносят спонсорские контракты, около 18 процентов — продажа абонементов и билетов. Куда менее значительную выручку дает торговля клубной атрибутикой и сувенирами.
Понятно, что наш бюджет не идет ни в какое сравнение с бюджетом, скажем, «Милана» или «Интера». Но при этом я с гордостью могу заявить, что именно «Сампдория» является единственным в Италии футбольным клубом, приносящим своим хозяевам прибыль (владелец и президент «Сампдории» Рикардо Гарроне — глава нефтеперерабатывающей компании ЕRG — RMA). Прошлый сезон мы закрыли, имея в плюсе 2, 7 миллиона евро. В настоящий момент мы не ставим перед собой заоблачных целей и не стремимся непременно играть в Лиге Чемпионов (в момент встречи Кристинана Монти со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» «Сампдория» занимала в серии А девятое место, по количеству набранных очков почти вдвое отставая от уже оформившего чемпионство «Интера» — RMA). Мы прекрасно понимаем, что даже если наше руководство вложит в клуб дополнительные средства с тем, чтобы команда замахнулась на выполнение каких-то более высоких задач, сами по себе эти вливания еще ничего гарантировать не могут: может ведь случится и так, что деньги окажутся потрачены, а результат достигнут не будет. Поэтому сейчас мы довольствуемся исключительно тем, что имеем, и очень осторожно и взвешенно относимся ко всяким расходам. Возможно, мы пересмотрим эту позицию после 2010 года. Ожидается, что именно в этом году будет возвращен прежний порядок продажи телевизионных прав через итальянскую футбольную Лигу, и все входящие в нее клубы станут получать за трансляции своих матчей более или менее равные суммы. В нынешних условиях, когда телевизионщики договариваются о покупке прав с каждой командой в отдельности, так называемые «маленькие» клубы, к которым можно причислить и «Сампдорию», получают за них в разы меньше, чем гранды. Скажем, доходы от продажи телевизионных прав «Сампдории» почти впятеро уступают тем, что имеет «Милан».
Кристиан Монти о работе со спонсорами: «Титульным спонсором „Сампдории“ является компания ERG, возглавляемая нашим президентом. Техническим — известная фирма — производитель спортивной одежды и инвентаря Kappa. Две общенациональные компании мобильной связи — Tim и Alice — сотрудничают с „Сампдорией“ точно так же, как и со всеми остальными клубами серии А. Остальные привлеченные нами спонсоры — а их около 30 — это в подавляющем большинстве наши региональные, лигурийские компании (Лигурия — провинция, столицей которой является Генуя — RMA). Практически всем своим спонсорам мы предоставляем пакет услуг, в который входят: а) размещение их логотипов на щитах, на фоне которых проходят предматчевые и послематчевые конференции и дают интервью игроки и тренеры , б) размещение наружной рекламы на стадионе и в его ближайших окрестностях во время игр основной и молодежной команд, в) размещение рекламных модулей и материалов на официальном сайте и в официальном журнале „Сампдории“, а также на другой полиграфической продукции, от билетов и абонементов до программок, которые подготавливаются к каждой домашней игре клуба.
Помимо этого мы стараемся оказывать нашим спонсорам всевозможные дополнительные услуги: например, мы организуем их встречи между собой, на которых они могут договориться о совместном ведении бизнеса. Разумеется, все наши спонсоры имеют зарезервированные места в ложе VIP. Во время игр они могут собираться в специальном кафе, расположенном в подтрибунном помещении площадью 500 квадратных метров, обставленном комфортабельной мебелью и оборудованном большими экранами.
Довольно часто мы проводим с нашими спонсорами совместные акции для болельщиков. Например, одна из работающих с футбольным клубом торговых сетей в своих супермаркетах предоставляет владельцам абонементов „Сампдории“ дисконтные карточки почетного покупателя, а при совершении ими покупок на определенную сумму, дарит подарки — как правило, клубную атрибутику».
Кристиан Монти о работе с болельщиками: «Средняя посещаемость стадиона на домашних играх „Сампдории“ составляет 20 тысяч человек, и мы постоянно работаем над ее увеличением. Нашей целью является создание на стадионе атмосферы семейственности, ощущения того, что команда и ее поклонники — это единое целое. Болельщикам со стажем мы предоставляем скидки при покупке абонементов. Все женщины имеют возможность приобрести билеты по цене в три четверти от номинала, а 8 марта вход на стадион для представительниц слабого пола и вовсе бесплатный.
Мы стараемся максимально полно информировать наших болельщиков обо всех событиях так или иначе связанных с жизнью команды. Всякий, кто зарегистрировался на нашем сайте в разделе „фанзона“ и оставил там свой телефон или е-mail, имеет возможность получить программку ближайшего матча уже за два дня до игры. При необходимости — скажем, в случае переноса времени начала матча — мы информируем об этом наших болельщиков посредством SMS — сообщений. Сейчас число поклонников „Сампдории“, пользующихся такого рода услугами, составляет 17–18 тысяч человек.
Необходимо отметить, что наша работа с болельщиками несколько осложняется итальянским законодательством. Из 70 известных нам фанклубов команды, существующих по всей Италии, ни один не имеет непосредственного отношения к „Сампдории“ и не финансируется ей. Это запрещено. Деятельность самих фанклубов тоже жестко регламентирована: например, недавно, сразу после трагических событий на Сицилии, где после матча „Катания“ — „Палермо“ в столкновениях с тиффози погиб полицейский, был принят специальный закон, запрещающий фанклубам организовывать централизованные выезды болельщиков на гостевые матчи любимых клубов».
Кристиан Монти о проблемах с мерчендайзингом: «Официальную продукцию „Сампдории“ болельщики могут приобрести только в одном генуэзском магазине. Мы продали его владельцу лицензию на право использования клубной символики. Средняя годовая выручка этого магазина составляет 6 миллионов евро, 1, 5 миллиона из которых отчисляется в кассу „Сампдории“. Вся остальная продукция с символикой нашего клуба, которую вы видите в Генуе и других городах Италии — контрафактная. Препятствовать этому мы не то, чтобы не видим смысла — скорее, не имеем возможности. Мы подсчитали, что, наняв штат людей, которые занимались бы борьбой с подделками, мы потеряли бы больше, чем приобрели даже в случае полной победы над пиратами. Да и победа эта едва ли достижима. Дело в том, что в Италии, в отличие от Англии, культура боления находится на довольно низком уровне, тиффози крайне снисходительны к пиратам и не видят ничего зазорного в том, чтобы приобретать их продукцию, пусть даже на этом несет убытки их любимый клуб».
Справка: Футбольный клуб UC Sampdoria. Год основания: — 1946. Цвета: сине-черно-красно-белые. Стадион Luigi Ferraris (вместимость — 36 тысяч человек). Президент: Рикардо Гарроне. Главный тренер: Вальтер Альфредо Новеллино. Чемпион Италии (1990/91). Обладатель Кубка Кубков (1989/90). Финалист Лиги чемпионов (1992). 4-кратный обладатель Кубка Италии (1984/85, 1987/88, 1988/89, 1993/94). Обладатель Суперкубка Италии (1991).