Новости
Выбор факультета
25 мая 2007

Бедность как урок

Участники итальянской стажировки слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» в гостях у футбольного клуба «Парма».

Нынешняя «Парма» — очень небогатый клуб. Спустя почти четыре года после банкротства ее некогда могущественных хозяев из концерна Parmalat, cостояние раздевалок на домашнем стадионе этой команды вплотную приблизилось к тому весьма невысокому уровню, который лично мне доводилось наблюдать только в общественной бане уездного города Макарьева, что в 200 километрах от Костромы. То же самое можно сказать и о секторе, по какому — то роковому недоразумению носящем прозвище VIP и оборудованном оскорбительными для человеческого достоинства откидными стульями из расслоившейся от времени фанеры. Впрочем, похоже, что самое худшее для этой команды уже позади, а из серии A она ухитрялась не вылетать и в куда более отчаянные времена. О том, как живется бедной «Парме» и о том, что она предпринимает, чтобы исправить свое нынешнее положение в лучшую сторону, нам рассказал пресс — атташе клуба Лука Баральди.

Лука Баральди о кризисе в «Парме»: «Кризис в «Парме» разразился в конце 2003 года, когда банкротом был объявлен прежний владелец нашего клуба — всемирно известный концерн «Пармалат», долги которого составили 14 миллиардов долларов. Тогда в отставку ушел весь совет директоров «Пармы» во главе со Стефано Танци, сыном Калисто Танци, владельца «Пармалата». Дальнейшая судьба клуба решалась на правительственном уровне, в ситуации разбирались представители министерства промышленности. Они пришли к выводу, что клуб не является стратегическим активом «Пармалата» и его можно пустить с молотка. В «Парме» было введено временное внешнее управление, руководству которого рекомендовали искать для команды нового владельца и продавать ведущих игроков, чтобы расплатиться с первоочередными долгами , сохранить профессиональный статус клуба и покрыть расходы, необходимые для того, чтобы доиграть до конца текущий сезон. В скором времени команду покинули наиболее яркие игроки —нападающие Адриано, Джилардино, Наката, вратарь Фрей, защитник Феррари, однако для того, чтобы покрыть все долги «Пармы» этого оказалось слишком мало. В следующем после этого сезоне наша команда едва уцелела в серии A, спасшись от вылета благодаря победе над «Болоньей» в двухраундовом поединке за право остаться в высшем дивизионе.

Ситуация начала выправляться только в начале 2007 года, когда временным управляющим удалось достичь соглашения о продаже 100 процентов акций «Пармы» бизнесмену Томаззо Жерарди (владелец нескольких металлургических заводов — RMA), заплатившему за них в общей сложности 30 миллионов евро и сумевшему договориться о реструктуризации почти 300 — миллионного долга клуба. Впрочем, уже в сезоне — 2005/06 команда не боролась за выживание, заняв по его итогам 10 место (в момент встречи пресс — атташе «Пармы» со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» команда занимала в таблице серии А 15 — е место, и, учитывая, что до конца сезона — 2006/07 оставались считанные туры, тоже могла не беспокоится за свое ближайшее будущее — RMA). Впрочем, последствия кризиса в клубе ощущаются до сих пор. Свои нынешние дела мы обязаны вести с учетом имеющегося негативного опыта«.

Лука Баральди о трансферной политике «Пармы»: «В настоящий момент — особенно с учетом того, что выплата клубом долгов продолжается и будет продолжаться еще довольно долго — мы не в состоянии тратить крупные суммы на покупку звезд. В связи с этим „Парма“ предпочитает опираться на внутренние ресурсы. Еще в 2004 году мы приняли программу Proggeto Parma, предусматривающую серьезное развитие футбольной школы, учеников для которой наши тренеры — селекционеры отсматривают не только в Италии, но и почти по всему остальному миру. Сейчас в „Парме“ существует 7 команд разных возрастов, в которых тренируются и играют 150 футболистов. Ежегодно детская футбольная школа „Пармы“ набирает очередной начальный класс, в котором занимаются 50 мальчиков».

Лука Баральди об эксплуатации стадиона: «Нам удалось заключить очень выгодное для клуба соглашение об аренде стадиона. Согласно договору с муниципалитетом Пармы, рассчитанному на ближайшие 30 лет, „живых“ денег собственно за эксплуатацию спортивной арены клуб не платит. При этом все доходы от проведения матчей поступают в бюджет „Пармы“. Тратимся же мы только на электричество и прочие коммунальные услуги, организацию мер безопасности в дни игр, поддержание на должном уровне инфрастуктуры. Например, недавно Еnnio Tardini был за счет „Пармы“ оборудован турникетами. Вследствие трагедии на Сицилии, где после матча „Катания“ — „Палермо“ в столкновениях с тиффози погиб полицейский, их наличие на всех стадионах, где играются матчи серии А, было объявлено обязательным, и если бы мы не выполнили этого требования арену могли дисквалифицировать».

Лука Баральди о работе со спонсорами: «Самостоятельный, обособленный от других служб отдел маркетинга в футбольном клубе „Парма“ был сформирован меньше года назад. Именно в силу столь недолгого времени существования, судить о результатах его деятельности мы считаем преждевременным. Сейчас можно говорить исключительно о некоторых подвижках, достигнутых в этой сфере. Имея в виду работу по привлечению спонсоров, необходимо отметить, что „Парма“, реалистично оценивая свои нынешние возможности, уделяет основное внимание региональным компаниям — из 23 сотрудничающих с клубом спонсоров лишь один, титульный — Play Radio, является брендом общенационального масштаба, в то время как остальные, включая технического спонсора — Еrrea — представляют провинцию Эмилия — Романия. Поступления от этих наших партнеров составляют 20 процентов бюджета „Пармы“. Около 50 процентов дает продажа прав на телетрансляции матчей клуба. Долю поступлений от мерчендайзинга мы оцениваем не более, чем в 5 процентов — у „Пармы“ имеется лишь один фирменный магазин, который расположен на стадионе и работает только в дни проведения матчей: развивать это направление мы считаем бесперспективным, поскольку производство контрафактной продукции с символикой футбольных клубов в Италии не только процветает, но и практически ничем не ограничивается. Зато первоочередной своей задачей мы считаем увеличение посещаемости домашних матчей „Пармы“ и, соответственно, доходов от продажи билетов и абонементов, которая сейчас приносит клубу 15 — 17 процентов от общей суммы бюджета».

Лука Баральди о привлечении болельщиков: «Не секрет, что посещаемость футбольных матчей в Италии падает. Конечно, применительно к «Парме» такое положение дел можно было бы объяснить неудачной игрой команды, но статистика говорит о том, что примерно такие же проблемы испытывают и другие клубы, в том числе вполне успешные в смысле спортивных результатов. Из 28 тысяч мест на нашем стадионе, 11 тысяч выкуплены владельцами абонементов. Для сравнения: в 1990 году эта цифра была равна 20 тысячам. Чтобы не только не допустить дальнейшего снижения посещаемости а, напротив, увеличить ее, мы предпринимаем целый ряд мер. Речь в первую очередь идет о ценовой политике: билеты на домашние игры «Пармы» — одни из самых дешевых в серии A: от 20 до 80 евро. То же самое можно сказать и об абонементах: годовой билет в VIP — зону стоит тысячу евро, при том, что у многих других клубов эта цена переваливает за 3, 5 тысячи. Женщинам, которые сейчас составляют 10 — 12 процентов аудитории домашних матчей «Пармы», а также детям до 16 лет при покупке билетов предоставляется 50 — процентная скидка.

Довольно действенным инструментом привлечения болельщиков, как показывает наш опыт, является проведение различных акций. Например, в прошлом году мы привезли на одну из игр нашего клуба Кубок мира, завоеванный сборной Италии на чемпионате в Германии. Это, а также ряд других аналогичных мероприятий, будучи заранее анонсированы, неизменно приносили клубу дополнительно 3 — 4 тысячи болельщиков за игру, причем детей до 16 лет в такие дни на стадион пускают бесплатно. Мы считаем, что таким образом мы работаем на будущее «Пармы». С этой же целью клуб практикует выезды игроков основного состава в школы, высшие и средние учебные заведения, где они встречаются с детьми и молодежью. Повторюсь, судить о результатах нашей маркетинговой деятельности пока рано. И все — таки тот факт, что абонементы на будущий сезон уже выкупили почти 3 тысячи болельщиков в возрасте до 18 лет, на мой взгляд, говорит о том, что мы движемся в правильном направлении".

Справка. Футбольный клуб AC Parma. Год основания — 1913. Цвета: сине — желтые. Стадион: Enio Tardini (вместимость — 28 тысяч зрителей). Владелец и президент клуба — Томаззо Жерарди. Главный тренер — Клаудио Раньери. 3 — кратный обладатель Кубка Италии (1991/92, 1998/99, 2001/02). Обладатель Суперкубка Италии (1999). Обладатель Кубка кубков (1992/93). Обладатель Суперкубка Европы (1993). 2- кратный обладатель Кубка УЕФА (1994/95, 1998/99).
Все новости >