Новости
Выбор факультета
14 июня 2007

Этот Stone у нас песней зовется

Обозреватель журнала "Rolling Stone" Андрей Бухарин провел занятие на тему "Обзор музыкальной прессы" для слушателей специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии".

Андрей Бухарин – человек в отечественной музыкальной журналистике весьма авторитетный. В 90 – х годах он служил музыкальным редактором культового журнала "ОМ" и немало сделал для того, чтобы широкой публике стали известны такие нынче уже мегазвезды как "Земфира" и "Мумий Тролль".  Спустя десятилетие Андрей трудится обозревателем другого легендарного – теперь уже в мировом масштабе – издания, русской версии журнала Rolling Stone. На днях он побывал в Государственном университете управления и провел занятия для слушателей специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии".
 
Андрей Бухарин о русском издании Rolling Stone: «В настоящий момент американский Rolling Stone является одним из авторитетнейших, если не самым авторитетным музыкальным журналом в мире. Издание, которое по формату изначально представляло собой черно – белую газету, было основано в 1967 году в Сан – Франциско журналистом Яном Веннером. На обложку первого номера, тираж которого равнялся 40 тысяч экземпляров, была помещена фотография Джона Леннона, точнее -- кадр из фильма «How I Won the War» с его участием. Название отсылало к группе The Rolling Stones – неслучайно позже Мик Джаггер вкладывал деньги в английскую версию издания (cамо словосочетание «rolling stone» означает «перекати–поле» - RMA). С самого начала оно публиковало не только музыкальные, культурные, но и политические материалы и это во многом послужило приобретению журналом культового статуса. В том или ином виде политика присутствует и в современном Rolling Stone, причем журнал традиционно проповедует взгляды, весьма близкие к левым: сам Ян Веннер ныне является активным членом демократической партии США и яростным «антибушистом». К настоящему времени журнал выходит в 15 странах мира, его читателями являются 12 миллионов человек. Российская версия Rolling Stone появилась в 2004 году, сейчас заявленный тираж нашего журнала составляет 110 тысяч экземпляров, аудитория – 250 тысяч человек. Журнал издается издательским домом «СПН – Медиа» по лицензии корпорации Wenner Media LLC.Cогласно контракту, 50 процентов русского издания должно состоять из материалов, опубликованных в издании американском. С одной стороны соблюдать это требование довольно сложно, все – таки у американской и российской аудитории слишком разные вкусы, интересы и предпочтения: многие артисты суперпопулярные в США совершенно неизвестны здесь, и наоборот. Но с другой стороны такой порядок дает нам ощутимые преимущества: мы всегда можем воспользоваться «родными» высококачественными и абсолютно эксклюзивными материалами из портфеля американского Rolling Stone, причем как печатными, так и фотографическими».

Андрей Бухарин о состоянии российской музыкальной прессы: «Российской музыкальной прессы по всем признакам быть не должно, она просто не может существовать. Но она существует, хотя и по совсем другим законам, нежели музыкальная пресса всего остального мира: зачастую люди, финансирующие и издающие наши музыкальные издания делают это исключительно из любви к искусству, не ставя задачи заработать на них. На Западе все обстоит по другому: музыкальная пресса естественным образом сотрудничает с индустрией звукозаписи и кормится за счет рекламы, размещаемой рекорд – лейблами. Увы, российская звукозаписывающая индустрия находится в полумертвом состоянии и кормить никого не может. Во многом это связано с проблемой пиратства: так называемые «кириллики», диски, специально адаптированные для России и выпускаемые на ее территории крупными западными лейблами, стоят 200 рублей - втрое дешевле «родных», но все – таки вдвое дороже пиратских, и поэтому реальной конкуренции им составить не могут. Не так давно российское подразделение одного из мировых гигантов звукозаписи с плохо скрываемой гордостью сообщило о том, что тиражи последней пластинки Scissor Sisters в нашей стране достигли «платинового» уровня – продано 20 тысяч экземпляров. Вы вдумайтесь: в 140 – миллионной стране платиновый тираж – 20 тысяч! А теперь представьте себе, сколько пластинок нужно продать работающей в России звукозаписывающей компании, чтобы разместить в каком – нибудь здешнем журнале полосу рекламы. Допустим даже, что реклама эта стоит 2 тысячи долларов, хотя в подавляющем большинстве изданий она стоит дороже. Получается, что для того, чтобы оплатить эту полосу им нужно продать больше 2 тысяч дисков. Словом, рассчитывать на рекламу от рекорд – лейблов нашей музыкальной прессе не приходится. Как не приходится ей рассчитывать на рекламу от производителей других товаров и услуг. Дело в том, что у музыкальной прессы нет четко очерченной аудитории – крайне сложно сформулировать, кто ее в основном читает: молодые или старые, богатые или бедные. Так что для рекламодателей, которые заточены на продвижение определенных товаров, рассчитанных на определенные группы потребителей размещать рекламу в такой прессе означало бы бросать деньги на ветер.

И все – таки, повторюсь, российская музыкальная пресса существует, и музыкальных журналов у нас едва ли меньше, чем в Англии, причем постоянно появляются все новые и новые издания. Вот совсем недавно вышла российская версия Billboard, крупнейшего и авторитетнейшего журнала, пишущего о музыке как о бизнесе. В Америке он существует уже сто лет. Но предугадать его перспективы в нашей стране сложно. Дело в том, что главное, что есть в американском Billboard, главное, чем он интересен и полезен, это чарты – рейтинги популярности дисков, синглов, исполнителей, сведенные воедино на основе компьютерных данных о продажах во всех музыкальных магазинах США. Какие данные собираются использовать для составления чартов российские издатели Billboard, непонятно. Легальные продажи пластинок в нашей стране ничтожны, и рекорд – лейблы вовсе не заинтересованы в том, чтобы афишировать эти цифры. Всевозможные хит – парады на радио, где результаты голосования будто бы целиком и полностью зависят от слушателей, не внушают никакого доверия. Словом, ситуация для издателей тяжелая.

Из других музыкальных изданий, чьи названия более или менее на слуху, могу назвать FUZZ – старейший отечественный музыкальный журнал, пишущий в основном об отечественной же рок – музыке. Коллектив этого издания во главе Александром Долговым, бывшим офицером – подводником, заслуживает уважения уже хотя бы за любовь и преданность своему делу, зачастую не подкрепленную ни деньгами, ни чем – либо еще. В очень стесненных материальных обстоятельствах они умудрились даже собственный фестиваль организовать. Правда, насколько я знаю, в последнее время поддержку FUZZ оказывает Продюсерский центр Дмитрия Гройсмана.

Play. Еще один музыкальный журнал, пользующийся определенной популярностью. Ему, если не ошибаюсь, лет десять, и изначально он задумывался как журнал рецензий. То есть это практически была калька с американского издания Tower Records, бесплатно распространявшегося в сети одноименных магазинов и ориентированного на любителей поп и рок - музыки. С моей точки зрения, в настоящий момент это издание переживает не лучшие времена: оно постоянно меняет объем, периодичность выхода, то прикладывает к номерам CD, то вдруг объявляет себя журналом MP3 и выдвигает лозунг: «Качай!» Такое непостоянство едва ли идет на пользу делу.

Music Box. Журнал, издаваемый бывшим гитаристом группы «Мастер» Андреем Большаковым. Ориентирован прежде всего на профессиональных музыкантов и поэтому содержит много материалов, посвященных инструментам, звуковой аппаратуре, различным техническим «примочкам» и так далее. Из музыкальных стилей Music Box отдает предпочтение progressive rock. Среди других в настоящий момент выходящих изданий можно выделить Classic Rock, почти стопроцентно переводное издание, посвященное, как явствует из самого названия, классическому року 60 – 80 – х годов, и Dark City. Этот журнал рассчитан на поклонников heavy metal и готики, и поддерживается, насколько мне известно, рекорд – лейблом Iron.

Наконец, нельзя не сказать о том, что огромное количество публикаций на музыкальные темы практически ежедневно выходят в изданиях, не являющихся сугубо музыкальными. С ними сотрудничают те очень немногие в нашей стране журналисты, которые действительно разбираются в музыке и могут квалифицированно писать о ней. Я имею в виду Артемия Троицкого, Бориса Барабанова (музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсантъ»), Максима Семеляка, Алексея Мунипова, Юрия Сапрыкина (все – издательский дом «Афиша»), некоторых других. С другой стороны, существует гораздо более многочисленный отряд так называемых музыкальных журналистов, которые не только ничего не смыслят в музыке, но и не очень – то ею интересуются: они заняты исключительно обслуживанием интересов русской попсы. Поймите меня правильно, я никого не осуждаю: в конце концов, каждый зарабатывает, как умеет. Однако всерьез этих людей никто не воспринимает. В том числе и их заказчики».

Андрей Бухарин о роли СМИ в продвижении артистов: «Роль печатных изданий в раскрутке новых звезд сейчас совсем невелика. Они могут служить лишь своеобразным гарниром к тому «основному блюду», что предлагают жителям России телевидение и радио. Да и то я говорю отнюдь не про всякое телевидение и отнюдь не про каждое радио. Например, каналы МУЗ ТВ и MTV cамостоятельно никого раскрутить не могут. Рейтинг обоих в настоящий момент составляет не многим более 3 процентов, а на MTV к тому же произошли революционные перемены, в результате которых доля собственно музыкального вещания на круглосуточном канале сократилась до 4 часов. Что же касается радио, то решающее влияние на аудиторию в плане раскрутки новых имен могут оказать только гиганты вроде «Европы – плюс» или «Русского радио», то есть станции, вещающие на всю страну. Отдельные исключения в лице артистов, добившихся широкой популярности практически без поддержки каких бы то ни было масс – медиа – в недавнем прошлом такое случилось с «Пятниzzей» и «Королем и Шутом», а еще раньше с «Гражданской обороной» и «Сектором газа» - лишь подтверждают правило.

Из всего вышесказанного следует один вывод: звездами – если под этим словом понимать людей широко известных – сейчас становятся только те артисты и группы, которые присутствуют на Первом канале, или, как вариант – чьи песни присутствуют в саундтреках к кинофильмам, которые промоутируется Первым каналом. Вспомните историю восхождения к славе главных звезд последних нескольких лет и вы поймете, что я прав. Впрочем, совершенно очевидно, что в скором времени телевидение как средство раскрутки свежих звезд будет радикально потеснено Интернетом. Arctic Monkeys, нынешние герои британских чартов, которых сравнивают ни с кем – нибудь, а с самими The Beatles, проделали молниеносный путь от полной безвестности до популярности национального масштаба, выложив свои треки в интернет и предложив всем желающим скачивать их оттуда абсолютно бесплатно. Раскрученная таким образом музыка теперь продается гигантскими тиражами. В России ничего подобного пока не происходило. Но, наверное, произойдет. И уже довольно скоро».
Все новости >