Новости
Выбор факультета
29 июня 2007

Урок клиповодства

Лекция режиссера музыкальных клипов Михаила Сегала для слушателей специализации «Менеджмент в музыкальной индустрии»

Нынче Михаил Сегал отошел от малых форм и занялся съемками художественного кино. Однако еще совсем недавно он был широко известен именно как режиссер рекламных роликов и музыкальных клипов. Вот почему занятие, проведенное Сегалом в ГУУ, вызвало неподдельный интерес слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в музыкальной индустрии».

Справка: Михаил Сегал. Родился в Орле в 1974 году. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Снимал рекламные ролики (автомобили Mitsubishi и УАЗ, магазин IKEA, МТС, Mail.ru, MTV, конфеты «Комильфо», шоколад Alpen Gold, пиво «Белый медведь» и «Купеческое», Pepsi Twist, чипсы «Чипсоны» и др). В качестве режиссера музыкальных клипов сотрудничал с группами «Серьга», «Лига Блюза», «Дискотека Авария», «Маша и Медведи», «Смысловые галлюцинации», Би-2 («Рок-н-ролл»), «Сплин» («Новые люди», «Пластмассовая жизнь», «Романс», «Скажи»), «Ногу свело» («Голоса»), «Ночные снайперы» («Катастрофически»), Владимир Кузьмин («О чем–то большем») и др. Автор короткометражных фильмов «Сh.Voron», «Tariverdiev», «Русский танец», «Замок». В 2006 году на экраны вышел режиссерский дебют Михаила Сегала в полнометражном художественном кино – фильм «Франц и Полина» (Югра–фильм).

Михаил Сегал об основных этапах производства музыкальных клипов: «Российские артисты в отличие от западных, как известно, зарабатывают в основном не на продажах пластинок, а на концертах. Соответственно, основная задача продюсера, решившего снять клип на песню своего артиста состоит в том, чтобы с помощью этого клипа подогреть интерес к его гастролям. Оговорюсь: речь сейчас идет исключительно о начинающих, нераскрученных артистах. Какому – нибудь «Аквариуму» или «Машине времени» клипы ведь, по большому счету, ни к чему, они и так в состоянии собирать стадионы.

Итак, продюсеру нужно снять клип, поставить его в ротацию на телевидение, дождаться пока телевизионная аудитория поверит в то, что перед ней, условно говоря, «новая звезда», и пока а эта вера жива, побыстрее прокатить своего артиста с гастролями по всевозможным городам и весям. Однако еще прежде этого продюсеру необходимо определиться с некоторыми ключевыми моментами.

Во – первых, он должен решить, какой именно клип ему нужен. Впрочем, поскольку речь идет именно о начинающих, еще никому неизвестных артистах, то целесообразнее всего – и так почти все и поступают – отснять такой ролик, в котором было бы как можно больше крупных планов лиц исполнителей. Тогда, когда их лица появятся на афишах, их будут узнавать, а ведь вы этого и добиваетесь. Еще один момент: перед первым клипом, как коммерческим продуктом, не стоит задачи быть абстрактно «хорошим» или «оригинальным», или еще каким – то. Зато очень здорово, если он будет соответствовать высоким западным образцам (как, например, соответствует им клип «БандЭрос» на песню «Коламбия пикчерз не представляет). Потому, что, кто бы что ни говорил, но среднестатистический потребитель поп – музыки в конечном итоге рассуждает довольно просто: «Я видел буржуйский клип и видел наш – наш был не хуже – те, чей клип был не хуже буржуйского, приезжают в наш город – я пойду и куплю билет на их концерт».

Во – вторых , продюсеру нужно определится с выбором песни, на которую будет сниматься клип. А определившись, отправится на радиостанцию, формат которой соответствует той музыке, которую делают ваши музыканты, и узнать, станет ли эта радиостанция крутить эту песню. Вы должны понимать: без радио, на одном только клипе, песню, а следовательно и исполнителя популярным не сделаешь. В идеале выходу клипа в эфир должна предшествовать 2 – 3 – недельная ротация песни на радио.

Из вышесказанного вытекает, что в – третьих, продюсеру и выбранному им режиссеру необходимо точно определится со временем, необходимым для производства клипа: ролик не может быть сдан на телевидение с опозданием, он не должен появится на экране, скажем, через пару недель после того, как соответствующая песня исчезнет из радиоэфира: весь смысл в том, чтобы радио и телераскрутка происходили одновременно и дополняли друг друга. Что касается конкретных сроков: на производство среднестатистического клипа требуется от трех недель до месяца. И это, если в нем не предусмотрено компьютерной графики, с которой можно возится хоть целый год.

Учитывать необходимо и фактор сезонности. Наиболее благоприятным временем для выхода новых пластинок (и, соответственно, клипов) считается период с начала февраля по конец апреля – в это время граждане, отошедшие от новогодних каникул, наиболее восприимчивы ко всему новому и неизведанному. Затем начинаются летние каникулы, время гастрольного «чеса», когда рекламировать артистов уже поздно, пора на них зарабатывать. Вплоть до начала сентября целесообразно выпускать только веселенькие клипы на исключительно легкомысленные песенки, ничего более. Сентябрь – октябрь – время возобновления деловой активности. Но со второй половины ноября все опять начинает плавно катиться к Новому году. В этот период хорошую службу артистам могут сослужить клипы именно на новогоднюю тематику, предваряющие их участие во всевозможных «голубых огоньках», корпоративах и тому подобных мероприятиях.

В четвертых,продюсеру необходимо выбрать режиссера будущего клипа. Режиссеры бывают разные: одни тяготеют к попсово - гламурным роликам, другие – к чему – то более сюжетному, западно – рокерскому. Для того, чтобы понять, чей стиль ближе именно вам, можно, например, воспользоваться сайтом www.showreel.ru.  Это сетевая библиотека видеоработ, где вы можете подробно ознакомиться с творчеством режиссеров, снимающих рекламу и музыкальные клипы (зачастую это одни и те же люди). Выберите двух–трех человек и устройте между ними конкурс. При этом очень существенно, чтобы тендер был прозрачным: то есть не надо скрывать от одного режиссера, что параллельно с ним вы пробуете еще и другого. Они все равно об этом узнают – рынок – то достаточно узкий – но если об этом им расскажет кто – то другой, то отношения между вами от этого абсолютно точно не улучшатся.

Еще один важный момент. Чтобы придумать клип, режиссеру нужно: а) песня и б) обозначение суммы, на которую он может рассчитывать при производстве. Вот эту–то сумму вам, как продюсеру, необходимо назвать сразу и не играть с режиссером в кошки–мышки. Не надо говорить ему: «Знаешь, ты придумай все, а там поглядим». Потому, что потом почти наверняка случится так, что он придумает на 100 тысяч долларов, а у вас этих тысяч всего–то 50. В итоге – впустую проделанная работа, напрасно потраченное время, необходимость все придумывать заново, недовольство друг другом. И всего этого можно было избежать, просто озвучив реально имеющуюся у вас сумму!

Кстати, о сумме. Вы должны понимать, что минимальные расходы на производство пристойного качества клипа в России сейчас составляют 30 тысяч долларов (речь идет о ролике, снятом в течение одного съемочного дня). В эту цифру входит все: от подготовительных работ до стоимости аренды камеры, павильона, осветительных приборов, перегонки, монтажа и зарплаты техническому и творческому персоналу. Кстати, весь персонал, кроме собственно режиссера, работают, исходя из официально утвержденных ставок, так что сумма их вознаграждения от бюджета клипа никак не зависит. Она фиксирована, и, отработав определенное количество часов, эти специалисты получат одинаковое количество денег как за участие в клипе с бюджетом в 30 тысяч, так и за тот, что обойдется вдвое дороже. Что же до зарплаты режиссера музыкального клипа, то она, по опыту, может составлять от 3 до 5 тысяч долларов за один съемочный день (при съемке рекламных роликов эта сумма увеличивается примерно до 6 тысяч).

И еще о деньгах. Вам важно осознавать, что чем дешевле клип, тем заметнее может стать улучшение его качества при дополнительных денежных вливаниях. Лишние, условно говоря, 10 тысяч долларов, вложенные в производство ролика с изначальным бюджетом в 30 тысяч, способны преобразить его гораздо сильнее, чем те же 10 тысяч, добавленные к уже имеющимся шестидесяти.

В пятых, продюсеру необходимо контролировать процесс производства клипа. Это вовсе не означает, что он должен вмешиваться в работу на съемочной площадке и следить за каждым шагом творческого и технического персонала. Для этого там имеется сам режиссер и директор съемочной группы. Но присутствовать на площадке продюсер просто обязан. Хотя бы для того, чтобы, увидев в кадре что – то такое, что ему категорически не нравится, внести коррективы вовремя, а не тогда, когда материал будет отснят, и что – либо менять окажется уже поздно.

То же самое можно сказать и о перегонке отснятого материала с кинопленки на цифровой носитель, в ходе которой осуществляется цветокоррекция. Только лично наблюдая за этим процессом, вы сможете добиться того, чтобы окончательная цветовая гамма клипа стала такой, какой вы ее и представляли: то есть, опять же говоря условно, «синеватой», а не «зеленоватой». Впрочем, как показывает практика, при приемке готового клипа, которая, за неимением других, осуществляется по принципу «нравится – не нравится», главные претензии предъявляются продюсерами к монтажу. Поэтому, во избежание того, что процесс перемонтирования не превратился бы в вечный, заинтересованные стороны часто договариваются о том, что количество переделок не должно превышать трех. Если режиссер трижды перемонтировал клип в соответствие с пожеланиями продюсера, а тому он все никак не понравится, значит, продюсер сам не очень хорошо понимает, чего хочет.

И последнее. Приняв клип и расплатившись с режиссером, не забудьте взять с него нотариально заверенную расписку в том, что авторские права на этот ролик он передает вам. Без этой бумаги клип у вас не примет ни один телеканал».

Все новости >