Новости
07 марта 2013

Мистер Трололо и другие покорители Сети

Музыкальный обозреватель "Коммерсанта" Борис Барабанов прочитал лекцию студентам факультета "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений" бизнес-школы RMA в ноябре 2010 года. Предлагаем вашему вниманию ключевые моменты. 

Об интернет-мемах и добровольном выборе:

"Хорошую раскрутку музыкального продукта в сети могут обеспечить так называемые интернет-мемы. Собственно говоря, мем и есть этот самый продукт, как правило – музыкальный клип, изготовленный в формате do it yourself, или просто песня, записанная хоть на телефон.

Что их всех объединяет? То, что все они, как правило, производят впечатление абсолютного самопала, каковым, собственно говоря, и являются и, соответственно, не вызывают у потребителя ощущения того, что этот продукт ему какой-то хитрый продюсер пытается любой ценой впарить. То есть выбор мемов потребителями всегда абсолютно добровольный, никем не навязанный, и если мем выбран многими, значит многим он на самом деле нравится.

Распространяются мемы очень просто: кто-то увидел, ему показалось прикольно, он сбросил ссылку друзьям и знакомым, те тоже прикололись и сбросили ее еще кому-то - и так далее. Есть довольно много примеров того, как таким образом за короткое время артисты и их произведения добивались очень широкой известности в сети, подбирались к показателю в миллион просмотров.

Но все-таки какого-то мгновенного взрыва ждать не стоит. При удачном стечении обстоятельств с момента размещения мема до момента достижения им высокого уровня популярности проходит от двух месяцев до полугода.

Самым известным музыкальным мемом этого года несомненно является "Мистер Трололо" - запись песни Эдуарда Хиля 1966 года "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой", с которой он неожиданно стал настоящей звездой сети, причем главным образом в Штатах.

Самому Хилю такой всплеск интереса к его личности был уже, пожалуй, и ни к чему: все-таки он очень давно выступает, он и так известен, у него есть своя устоявшаяся аудитория. А вот для молодого артиста такой успех, какой имел в сети "Мистер Трололо", вполне мог сыграть решающую роль в развитии карьеры.

Среди других музыкальных мемов, популярных среди пользователей сети, можно вспомнить "Белую стрекозу любви" Николая Воронова, "Магадан" Васи Обломова, "Волшебного кролика" Юры Демидовича, с которым он ездил на детское "Евровидение-2009" и, конечно, "Гитар" Петра Налича. Самым же последним мемом, который сделал его автора знаменитым, стала снятая на мобильник песня Игоря Растеряева "Комбайнеры".

О том, каким должен быть мем, чтобы стать популярным:

Теперь несколько слов о том, каким должен быть мем для того, чтобы стать популярным. Во-первых он должен быть коротким и смешным. Дело в том, что главным распространителем мемов, главным передаточным звеном, благодаря которому мемы становятся известны большому количеству пользователей сети, являются клерки, так называемый офисный планктон, в общем – типичные герои песни "Ленинграда" "Менеджер".

Работа у них тяжелая, они постоянно угнетаемы начальством, так что главная отдушина для них – отвлечься хоть на минуту от этой самой работы и поржать.

Ну, и еще одно наблюдение: персонажи популярных мемов вызывают у угнетаемого начальством офисного планктона сладкое чувство их собственного над этими персонажами превосходства. То есть, с возникновением этого ощущения возникает и популярность конкретного ролика.

Взять, например, мемы Николая Воронова и Юры Демидовича. Эти ребята выглядят так, как будто у них не все дома. Рэпер Сява – пермский лох. Игорь Растеряев – деревенщина: лабает своих "Комбайнеров", сидя на грязной кухне. А "Гитар" Налича? Ее герой тоже такой странноватый, нескладный, по-английски поет с чудовищным акцентом, и автомобиль у него древний да к тому же еще и отечественный. Ну, конечно, они все – лузеры, а мы – сотрудники солидных компаний, владельцы иномарок, молодцы и хозяева жизни.

Впрочем, нужно отметить еще вот что: артистов, добившихся с помощью мемов реальной устойчивой популярности, очень немного. Большинство из них остались однодневками – над их произведениями поржали, поприкалывались и забыли.

Составить сценарий продвижения музыки, который опирался бы исключительно на распространение мемов, практически невозможно, но иметь в виду, как именно работает этот механизм, необходимо".

Николай КИСЕЛЕВ

Читайте также:

«Концертный рынок России в условиях кризиса» – видеозапись круглого стола, модератором которого выступил Борис Барабанов, октябрь 2015 года.

«Место российского артиста на концертном рынке» – видеозапись круглого стола, модератором которого выступил Борис Барабанов, апрель 2014 года.

«Поначалу их коммерческий потенциал был совсем не очевиден» – Борис Барабанов рассказывает студентам RMA о продвижении группы Billy's Band, октябрь 2013 года). 

«Двигаться дальше» – отчет об организованном бизнес-школой RMA круглом столе "Продвижение российских артистов за рубежом", в котором принял участие Борис Барабанов, февраль 2011 года.

Все новости >