Новости
Выбор факультета
31
июля
2007
"Мы не имеем права проиграть эту Олимпиаду"
Вячеслав Фетисов курирует программу профессиональной переподготовки "Менеджмент в игровых видах спорта" с первых дней ее существования. Однако нынешнее выступление руководителя Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму перед слушателями ГУУ получилось особенным: оно стало первым публичным выступлением министра после того, как комиссия Международного Олимпийского комитета отдала право проведения зимней Олимпиады 2014 года Сочи. Соответственно, значительная часть встречи со студентами была посвящена олимпийской тематике. Впрочем, за без малого три часа общения Вячеслав Фетисов успел коснуться и деталей реализации Федеральной программы развития физкультуры и спорта, и проблем борьбы с допингом, и подготовки нового закона "О спорте", и многих других тем. В заключение министр отметил, что в связи с победой сочинской заявки государственные и бизнес – структуры, задействованные в подготовке к Олимпиаде, испытывают острый недостаток в грамотных спортивных управленцев. "Этот, пока имеющийся дефицит, -- отметил глава Федерального агентства, -- в ближайшие семь лет может и должен быть восполнена за счет выпускников вашего факультета".
Ниже приведены избранные места из выступления Вячеслава Фетисова.
Вячеслав Фетисов о текущей деятельности возглавляемого им Агентства по развитию физкультуры и спорта: "В настоящее время основные наши усилия направлены на выполнение положений Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта до 2015 года. Напомню, что на ее претворение выделено 120 миллиардов рублей, в рамках программы в городах и селах России должны быть построены 4 тысячи различных спортивных сооружений. Аналогичные программы принимаются и в некоторых регионах страны, и там, где губернаторы вкладывают средства в развитие физкультуры и спорта, довольно заметно меняется к лучшему и общая социальная обстановка. Между тем, именно для борьбы с социальными проблемами эта программа в первую очередь и принималась: не секрет, что порог детского алкоголизма у нас уже снизился до 11 – 12 лет, а из 10 призываемых в армию парней реально по состоянию здоровья и физического развития служить может лишь один.
Сейчас мы уделяем значительное внимание повышению массовости детского спорта, возвращению его по этому показателю к тому состоянию, что мы имели в советские времена. Определенные сдвиги к лучшему есть и здесь. Только на финальную часть Всероссийской спартакиады школьников в Пензе в этом году приехали 10 тысяч человек, представляющих 50 видов спорта. Хуже обстоят дела со студенческим спортом. Дело в том, что в наших высших учебных заведениях, как правило, нет условий, позволяющих заниматься спортом. В связи с этим мы ставим перед собой задачу добиться включении в стандарт высшего образования обязательных требований к спортивному комплексу, которым должны соответствовать вузы. В перспективе нам хотелось бы добиться такого положения вещей, при котором университет, не имеющий плавательного бассейна, хорошо оборудованных спортивных залов и манежей, стадиона, фитнесс – клуба просто не имел бы права называться университетом. На мой взгляд, со временем наш студенческий спорт должен дорасти до того уровня, который существует в США. Там он является отличной базой подготовки профессиональных спортсменов, а матчи университетских баскетбольных команд, бывает, собирают по 20 тысяч зрителей.
Отдельно хочу сказать о школьных учителях физкультуры, людях , без которых развивать и пропагандировать эту самую физкультуру на низовом, самом важном уровне совершенно невозможно. Увы, приходится констатировать, что в нашей стране они до сих пор остаются людьми второго сорта. Приведу простой пример: за последнее время государственные гранты, позволяющие учителям жить более или менее достойно, получили 100 тысяч человек. И всего 2 процента из них оказались учителями физкультуры. Неудивительно, что подавляющее большинство выпускников 13 существующих в нашей стране физкультурно – спортивных вузов и 50 факультетов, закончив обучение, идут куда угодно – да хоть в охранники! – только бы не в учителя. В итоге вакантные места либо остаются пустовать, либо занимаются какими – то совсем случайными людьми, с физкультурой зачастую имеющими очень мало общего. Это, без всякого преувеличения, наша боль и наш стыд. Мы работаем над исправлением ситуации, мы, в частности, не раз предлагали «передать» школьных учителей физкультуры из подчинения министерства образования под юрисдикцию нашего Агентства, но результата пока не добились. Впрочем, я могу заверить, что рук мы не опускаем и в дальнейшем намерены предпринимать все возможные шаги, чтобы поднять профессию школьного учителя физкультуры на приличествующий ей уровень".
Вячеслав Фетисов о победе Сочи над конкурентами, претендовавшими на проведение зимней Олимпиады 2014 года: "Изначально, конечно, этот проект выглядел в достаточной степени авантюрным. Все началось с того, что президент дал Александру Жукову, на тот момент единственному вице – премьеру, курировавшему в том числе и спорт, задание возглавить организационный комитет. Причем было сказано, что нам совершенно необходимо достойно выглядеть на фоне остальных претендентов и, мало того, в конце концов победить. Сразу после этого при моем личном участии состоялись несколько встреч – с Хуаном Антонио Самаранчем (Почетный президент Международного Олимпийского комитета – RMA), с Рене Фазелем (член Международного олимпйиского комитета, Президент Международной федерации хоккея – RMA), с Жаком Рогге (Президент Международного Олимпйиского комитета – RMA). Впечатление после этих переговоров сложилось такое, что шансов у нас немного: все – таки в третий уже раз выдвигалась Корея, да и, честно сказать, четкого представления о том, что такое Сочи, что такое Краснодарский край международные спортивные функционеры не имели, для них все эти слова на тот момент звучали как – то странно.
Тем не менее, мы ввязались в борьбу и вплотную приступили к созданию команды, которой предстояло вывести Сочи в победители. Первоначально была мысль сформировать ее на базе той, что готовила заявку Москвы на игры 2012 года, но нам удалось отговорить Жукова делать ставку на этих людей. Напомню, они в свое время сулили Москве победу в первом же туре, что звучало просто смешно, соответственным получился и конечный результат их деятельности. В общем, у нас получилось убедить Жукова, что для достижения победы нам необходимы люди, которые уже что – то выигрывали в подобных конкурсах и имеют понимание того, как это делается. В итоге нашими международными консультантами стали специалисты, много сделавшие для того, чтобы столицами Олимпийских игр были выбраны Лондон и Ванкувер. В качестве генерального директора заявочного комитета был рекомендован Дмитрий Чернышенко, молодой успешный бизнесмен, который, с нашей точки зрения, был в состоянии сделать необходимый результат. Со стороны бизнеса подключился и Владимир Потанин, строивший в Сочи горнолыжный курорт.
Решающим моментом, на мой взгляд, стала Олимпиада в Турине, после которой мы пробились в "тройку финалистов", из которых и предстояло выбрать хозяина зимней Олимпиады - 2014. В Италии мы провели бессчетное множество встреч и переговоров с членами Международного олимпийского комитета, с большинством из тех 120 человек, которым в будущем предстояло решить судьбу Игр. Мы говорили с ними в лобби гостиниц, во время завтраков, обедов, ужинов, и в конце концов добились того, что слово "Сочи" перестало звучать для них как какое – то волшебное, сумели убедить их в том, что идея проведения зимней Олимпиады в нашей стране пользуется огромной поддержкой и государства, и народа. В общем, скажу честно, те три голоса членов МОК, которые в итоге принесли нам победу, дались очень тяжелым, колоссальным трудом.
Убежден, что немаловажную роль сыграло то, каким образом проект "Сочи – 2014" был презентован в Гватемале. Я считаю, что это было сделано очень профессионально. Мы были единственной страной – претендентом, в презентации которой участвовали сразу пять олимпийских чемпионов. Мы были единственной в мире страной, спортивное ведомство которой возглавляет Олимпийский чемпион. Мы были единственной страной, проект которой представлял лично глава государства, сделавший для этой победы очень и очень многое. И, конечно, мне хотелось бы сказать огромное спасибо Виталию Смирнову, (член Международного олимпийского комитета, Почетный президент Олимпийского комитета России – RMA) очень уважаемому и у нас, и за границей человеку. Он сказал такую прочувствованную речь – "Это мой последний шанс показать иностранцам новую Россию" -- он пообещал членам МОК, что Олимпиада, в случае если ее отдадут Сочи, будет организована на высочайшем уровне. И ему поверили…Во время оглашения результатов, я сидел рядом с Александром Жуковым. И когда Жак Роге, словно волшебник, извлек из конверта листок с надписью "Сочи", мы подпрыгнули так, как, наверное, не снилось и Бубке. Я был участником многих командных триумфов, и, поверьте, эту победу сочинской заявки по силе эмоций, по испытанной радости уподобил бы им всем вместе взятым.
Впрочем, сейчас основная работа только начинается. Я имею в виду и работу по организации и проведению Олимпиады, где наверняка будут востребованы ваши знания и навыки спортивных менеджеров. И, конечно, спортивную составляющую. Уже в самое ближайшее время мы просто обязаны принять Программу достижения результата. Мы не можем позволить себе такой роскоши, чтобы, будучи хозяевами Игр, не выиграть первенство в общекомандном зачете. Мы не имеем права проиграть этот Олимпийский хоккейный турнир. Это должно быть ясно всем, кто отвечает за подготовку национальных команд, кто обеспечивает их членам условия для ежедневной работы".
Вячеслав Фетисов о подготовке нового закона о спорте и проблемах российского хоккея: "На днях у меня была встреча с заместителем председателя комитета Госдумы по физической культуре и спорту. Он рассказал мне, что все детали уже согласованы и в скором времени закон будет вынесен на голосование. Я надеюсь, что депутаты примут его до выборов и что он будет полностью отвечать реалиям сегодняшнего дня.
Вообще, хочу сказать, что весь наш спорт нуждается в грамотном юридическом и законодательном обеспечении, четко прописанной схеме взаимных прав и обязанностей. Взять хотя бы хоккей, у всех на слуху эти скандалы: "Малкин убежал!", "Овечкин убежал!". И клубы, которые вложили в этих игроков гигантские средства, и тренеры, которые их воспитывали с молодых ногтей, не получают за эти "переходы" ничего. Или почти ничего, потому что "компенсация" в 100 тысяч долларов, которую к тому же выплачивают в несколько траншей, это не то, что сегодня устроит хоть кого - нибудь. В нашем хоккее царит хаос: любой игрок фактически безнаказанно, прислав уведомление о том, что он решил поиграть в другом клубе, может бросить клуб прежний и ничего ему за это не будет. Посмотрите: в нынешнем межсезонье составы практически всех команд опять обновились на 70 процентов. Я не понимаю, как в таких условиях работать тренерам, каково приходится болельщикам, ведь они только – только начинают привыкать к игрокам, как их меняют другие, потом третьи, четвертые… Наконец, самим игрокам при такой чехарде, постоянной смене команд, партнеров, очень трудно расти. И в результате мы имеем то, что имеем: мы уже очень долго не можем выиграть чемпионат мира, у нас практически не осталось суперзвезд. Нет у нас игроков, умеющих в одиночку выигрывать труднейшие матчи, тащить на себе команду. Кто, назовите?! Те же Овечкин и Малкин, фантастически талантливые ребята, но еще не суперзвезды. Не они делают погоду в НХЛ. А шведы, среди которых одних капитанов команд около десяти человек. Чехи. Финны…
Думаю, что для приведения нашего хоккейного хозяйства в порядок, нам необходимо переходить на систему, существующую в НХЛ. Там есть Лига. Есть хозяева клубов. Есть профсоюз игроков. И есть типовой договор, в котором прописаны все обязательства и вся ответственность всех перед всеми. Они между собой этот типовой договор заключают и если какому – нибудь, условно говоря, Джону Малкину, придет в голову его нарушить и сбежать из своего клуба, то в никаком другом ему просто играть не дадут.
Другая замечательная вещь, имеющаяся в Северной Америке, к которой нам тоже надо прийти – система драфта. Худший клуб имеет право выбрать лучшего новичка. И этот новичок может принадлежать этому клубу до 31 года, когда он станет свободным агентом. Денежные расчеты между клубами вообще не предусмотрены. "Хотите приобрести нашу суперзвезду? Отдайте за нее пару – тройку ваших молодых талантов…" При таком порядке реальный шанс завоевать Кубок Стэнли есть практически у всех участников розыгрыша. Потому что менеджеры даже самой богатой команды понимают, что, приобретая состоявшуюся звезду сейчас, можно лишить свой клуб шансов в недалеком будущем, и тщательно продумывают каждую такую сделку.
К слову, я считаю, что профессиональным хоккейным клубам в России не нужно иметь собственных детско – юношеских школ. Мальчишкам, которых туда свозят со всего региона, просто не с кем играть. Как правило, на сотни и сотни километров в округе им не находится достойных соперников и они, будучи вынуждены соревноваться со слабыми, элементарно деградируют. Гораздо более эффективен, на мой взгляд, был бы такой путь, при котором молодые игроки воспитываются в своих городах, в своих школах, своими тренерами. А скауты профессиональных клубов – их отслеживают. Если кому – то из них захочется приобрести молодое дарование для своего клуба, пожалуйста, пусть клуб и местная спортшкола заключают контракт тысяч, скажем, на 500 долларов. Из которых 10 процентов гарантированно пойдет тренеру, который этого парня воспитал. Как вы думаете, 50 тысяч долларов, особенно для российской провинции, это хорошие деньги?"
Голос из зала: "Фантастические!"
Вячеслав Фетисов: " Вот то – то и оно"
(Бурные аплодисменты)